Недавно я писала о том, как много выборов мы делаем каждый день, не называя это словом «выбор», потому что они слишком мелкие и не тянут на такое громкое название.
Продолжая тему: мы часто не хотим признавать выбором ещё одну ситуацию.
«У меня нет выбора» —
говорим мы, когда альтернатива на самом деле есть, но она нам не нравится.
Есть выбор — это только когда есть какая-то хорошая возможность, а если мы видим лишь неоптимистичные сценарии, признавать это ситуацией выбора не хочется.
И это не потому, что мы глупые, незрелые или ещё какие-то не такие.
Это связано с базовой интенцией человека стремиться к хорошему — которая вообще-то нам очень нужна.
Способность различать «хорошие» и «плохие», благоприятные и неблагоприятные для нас ситуации и стремиться к благоприятным — позволяет выживать и развиваться.
Но порой мы оказываемся в таких условиях, где «хорошего» выбора нет.
Есть два условно плохих.
И мы буксуем, т.к. испытываем сильное сопротивление — выбирать плохое для нас контринтуитивно.
Этот протест важно в себе замечать и выбор всё-таки делать.
Почему?
Не делая выбор, мы застреваем.
В психической реальности, в отличие от реальности внешней, отсутствие движения — гораздо хуже, чем даже движение куда-то не туда; меня хорошо поймут те, кто застревал, например, на какой-то стадии горя — в отрицании, или в протесте, или в бесконечных торгах с судьбой.
Это очень истощает и никуда не ведёт.
Делая выбор, даже между плохим и очень плохим, мы сохраняем свою субъектность.
В моменте выбора человек становится автором своей жизни, а не персонажем, тем, кто делает что-то сам, а не терпит некое внешнее воздействие.
А человеку очень нужно быть ТЕМ, КТО ДЕЛАЕТ.
Это переживание авторства, собственного присутствия в выборе — важная часть самоидентификации.
Когда его нет — это наносит огромный ущерб нашему образу себя, сильно его разрушает.
Признавать, что любые, даже неудачные выборы в нашей жизни делаем мы — порой очень трудно, там может возникать много разных чувств: вины, сожаления, злости, печали и др., с которыми нужно как-то справляться.
Но если не присваивать себе выбор вместе с его последствиями — это прямой путь к потере ощущения смысла жизни.
Смысла без выбора не существует.