Такараи Кикаку — известный японский поэт жанра хайку, родился в Эдо (современный г.Токио) в 1661 году. При рождении получил имя Эмомото, затем звался Такешита Таданори, а после - Такараи Кикаку. Родился в семье врача, но по стопам отца так и не пошел, зато стал профессиональным учителем поэзии.
Давайте сад поливать,
Пока насквозь не промокнут
Цикады и воробьи.
Спрячься, как в гнездышке,
Здесь, у меня под зонтом,
Мокрая ласточка!
Нищий на пути!
Летом вся его одежда
Небо и земля.
Еще будучи подростком Кикаку начал серьезно изучать китайскую философию и литературу. Знаменитый поэт Мацуо Басё¹ заметил юное дарование и взял его к себе в ученики. Но его поэтическая деятельность Кикаку всё же выходила за рамки одной школы, он участвовал в сборниках многих школ, жил попеременно в Эдо, Киото, Осаке, общался с разными поэтами.
ТВОРЧЕСТВО
Первые три стиха Кикаку были опубликованы в 1679 году, с этого времени он активно участвовал во многих сборниках поэтов хайкай. Составленная им в 1683 году антология «Минасигури» («Полые каштаны») стала настоящим событием в истории хайкай. В ней наиболее ярко проявилось своеобразие поэтического стиля Кикаку, с характерной для него усложненностью стихотворения, технической виртуозностью, эротичностью, иногда даже фривольностью образов.
Тяжелые створки ворот
Давно на замок закрыты.
Луна в морозную ночь!
Оскалив белые зубы,
Обезьяна хрипло кричит.
Луна встает над горою.
Утренняя звезда!
Нет среди вишен покоя
Облачку на горе.
В противоположность Басе, который стремился к постижению истины, Кикаку считал хайкай развлечением, игрой. Но несмотря на это стихи Такараи вызывали восхищение многих его современников. Сам Басе высоко оценивал творческую индивидуальность своего ученика и в послесловии к антологии «Минасигури» сравнивал его с Ли Бо², Ду Фу³, Сайге Хоши⁴, хваля за умение Кикаку в любой банальности видеть красоту, достойную поэзии.
Вишни в весеннем цвету
Не на далеких вершинах гор
Только в долинах у нас.
Яркий лунный свет!
На циновку тень свою
Бросила сосна.
Мошек легкий рой
Вверх летит - плавучий мост
Для моей мечты.
Кикаку способствовал распространению поэзии хайкай среди широких слоев городского населения Эдо. Большой популярностью пользовались его сборники «Ханацуми» («Собирая цветы») и «Хаги-но цую» («Роса на листьях хаги»). В 1691 году он вместе с другими учениками Басе принимал участие в составлении сборника «Сарумино» («Соломенный плащ обезьяны») и написал к нему предисловие.
Кикаку составил исторический очерк, где дается описание последних дней Басе.
В годовщину смерти Басё:
Прошло уж десять лет,
А кажется, вчера его не стало.
Плакучей ивы тень!
В конце жизни Такараи Кикаку становится одним из уважаемых и авторитетных поэтов, имея многочисленных учеников. Умер поэт в 1707 году в Эдо.
***
1. Мацуо Басё (1644 - 1694) — знаменитый японский поэт, теоретик стиха, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайку.
2. Ли Бо, или Ли Тай-Бо (701 — 762) — китайский поэт периода династии Тан. Вместе с Ду Фу считается одним из величайших поэтов в истории китайской литературы. От потомков получил прозвище "Бессмертный поэт".
3. Ду Фу (712 – 770) — китайский поэт эпохи Тан. Использовал традиционные литературные формы. Хотя он писал преимущественно на возвышенные темы, также не оставлял без внимания хвалебные стихи и тосты.
4. Сайге Хоши (1118 — 1190)— японский поэт жанра танка конца периода Хэйан и начала периода Камакура.
📌 Стихи Такараи Кикаку закреплены в первом комментарии 👇