Ночью 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария, которая стала настоящей трагедией для тысяч семей. Одним из виновников катастрофы был признан директор ЧАЭС Виктор Петрович Брюханин. В этой статье мы хотим рассказать о том, как отбывал наказание в тюрьме директор Чернобыльской АЭС.
Свой путь на вершину начал с самых низов
Назначение на должность директора Чернобыльской АЭС Брюханин получил только в 1970 году. Однако до этого момента он начал свой трудовой путь с самых низов. В 1959 году Виктор Петрович окончил энергетический факультет Ташкентского политеха, после чего получил распределение на Ангренскую ТЭС. Изначально Брюханин занимал должность дежурного деаэраторной установки, а после был назначен на должность машинисты питательных насосов, и постепенно смог получить повышения до должности старшего машиниста турбинного цеха, а после и вовсе был назначен на должность начальника турбинного цеха.
В 1968 году Виктор Петрович был приглашен на работу на Славянскую ГРЭС. Из Средней Азии он переехал на Украину, где трудился в Донецкой области вплоть до 1970 года. За это время он смог получить назначение на должность заместителя главного инженера ГРЭС.
Примечательно, что назначение Брюханова на должность директора ЧАЭС произошло еще до того момента, как ее собрались построить недалеко от города Чернобыль. Фактически подобное назначение являлось знаком высочайшего доверия и обещанием немалых благ в будущем. Стоит заметить, что фактическое отсутствие опыта работы на АЭС и в сфере атомной энергетики в принципе, мало кого волновал.
Однако и на первых порах Брюханов решал вопросы вовсе не связанные с атомной энергетикой. С начала 1970 года он занимался строительством самой станции и города Припять, где планировалось расселить персонал будущей станции. В итоге Брюханов проработал на посту директора станции с апреля 1970 года и вплоть до той самой аварии в 1986 году.
Суд начался только через 2 года после аварии
После аварии Брюханов был снят с должности директора ЧАЭС, однако до июля 1987 года занимал пост заместителя начальника производственно-технического отдела, а также активно занимался ликвидацией последствий аварии, получив, как и другие ликвидаторы, свою дозу радиации.
Суд над руководством ЧАЭС был начат только 7 июля 1987 года. Кроме Брюханова на скамье подсудимых оказались:
· Заместитель директора ЧАЭС – А.С. Дятлов
· Начальник смены – Б.В. Рогожкин
· Главный инженер – Н.М. Фомин
· Начальник реакторного цеха №2 – А.П. Коваленко
· Инспектор Госатомэнергонадзора – Ю.А. Лаушкин
Все подсудимые получили обвинения по 3-м статьям УК СССР:
· 220.2 – «Нарушение требований правил техники безопасности на взрывоопасных предприятиях, что повлекло за собой человеческие жертвы и другие тяжелые последствия»
· 165– «Злоупотребление служебным положением»
· 167– «Безответственность при исполнении своих служебных обязанностей»
Существует мнение о том, что Коваленко и Лаушкин попросту стали «назначенными» виновными. Однако вина Брюханова и других руководителей ни у кого сомнений не вызывала.
Примечательно, что причины аварии на ЧАЭС до сих пор остаются предметом бурных споров. Однако ученые во многом сходятся, что авария произошла из-за двух причин:
· Действий персонала станции
· Особенностей конструкции РБМК (реактора – прим.)
В ночь на 26 апреля 1986 года на станции проходили испытания турбогенераторов в режиме «выбега» (т.е. инерции механизма после аварийного отключения – прим.). Проводимыми испытаниями руководил Дятлов. Примечательно, что во время судебного заседания он настаивал на том, что авария произошла из-за недостатков конструкции, о которых персонал станции попросту не знал. А вот решение, которые принимались Дятловым и его подчиненными не могли привести к аварии.
Виктор Петрович Брюханов во время судебного заседания даже не пытался себя оправдать. И это даже не взирая на то, что он не принимал какого-либо участия в испытаниях, а в ту ночь вовсе мирно спал в своей квартире. Всем было понятно, что виноват в случившемся Дятлов, однако директор есть директор и он должен нести ответственность за действия своих подчиненных.
Приговор
В итоге, суд приговорил Виктора Петровича Брюханова к 10 годам лишения свободы. Отбывать наказание он был отправлен в Луганскую колонию, где ему пришлось не сладко. Примечательно, что «слава» человека, по вине которого произошла авария на ЧАЭС долетела до зоны раньше, нежели туда прибыл сам Брюханов. Однако в 1991 году Брюханов был досрочно освобожден. После своего освобождения он вернулся на ЧАЭС, где занял должность начальника технического отдела.
Примечательно, что Виктор Петрович Брюханов вплоть до выхода на пенсию проработал именно на Чернобыльской АЭС.