Найти тему

Секретный ингредиент: как создается комьюнити СКОЛКОВО

Оглавление

В разговоре о SKOLKOVO MBA и выпускники, и студенты всегда добавляют, что СКОЛКОВО — это не только про учебу. В первую очередь это площадка для формирования сообщества, объединенного общими ценностями и целями — то, что называется сухим термином нетворкинг.

Источник: Школа управления СКОЛКОВО
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Больше, чем просто нетворкинг

Общаясь друг с другом, его участники обмениваются идеями, ресурсами, запускают совместные проекты, находят партнеров, поставщиков, клиентов и настоящих друзей. Основными ингредиентами для развития этой творческой продуктивной среды являются люди и обстоятельства, в которые они попадают. Все они выстроены таким образом, чтобы бизнес-комьюнити СКОЛКОВО было second to none на российском рынке.

Точка отсчета

Отучившись полтора года на программе SKOLKOVO MBA, Константин Прайс понимает, что его круг общения вырос до более чем полусотни новых друзей. В обычных условиях такое сложно представить. «Я шел в СКОЛКОВО в первую очередь за знаниями, а выхожу с переосмыслением своей жизни, с нетворкингом, с друзьями и новой работой», — рассказывает Константин.

История его отношений с компанией Napoleon IT PowerPrice, основанной выпускниками бизнес-школы, — классический случай коллаборации для комьюнити СКОЛКОВО. Со своим будущим партнером Павлом Подкорытовым Константин познакомился в 2019 году в самолете, когда оба летели из Нью-Йорка после конференции по ценообразованию.

Я работал в международной консалтинговой компании, специализировался на этой теме, так что нам было о чем говорить, — рассказывает Константин. — Мы обменялись контактами, а потом периодически созванивались и обсуждали разные вопросы, связанные с бизнесом.

Два года назад Прайс поступил в СКОЛКОВО, и поводов для общения стало еще больше. В итоге, когда в прошлом году он решил сменить работу и в поисках новой обратился к Павлу, его предложение встретили с энтузиазмом.

-2

Сейчас Константин — коммерческий директор Napoleon IT PowerPrice. Общий сколковский бэкграунд сыграл в этом значительную роль.

Организовывать и вести с кем-то бизнес — большая ответственность. Возможно, это даже серьезнее, чем жениться, — отмечает Павел Подкорытов. — Выбор партнера всегда происходит на основе определенных бизнесовых, ментальных, личностных параметров. Школа как сообщество с сильной культурой является центром притяжения людей с близкими ценностями. Попадая в СКОЛКОВО, они усиливают свой изначальный позитивный заряд. Во время обучения у людей вырабатывается определенный угол зрения. Мы учились у одних профессоров, на одних и тех же кейсах, находились в одной и той же среде. Это очень сближает и позволяет хорошо понимать друг друга.

Культурный код

Многие студенты уже после первых занятий отмечают, что рядом с ними находятся люди, которых можно охарактеризовать коротко: свои.

Я пока не понимаю, как так получилось, но люди, которые находятся рядом со мной, чем-то очень похожи на меня. Мы все находимся на одной волне, — делится впечатлениями студентка школы, CEO компании Dailo Наталья Флокси.

«Я не знаю точно, как устроена эта магия, но думаю, успех школы во многом продиктован выдающимся ассесментом, — считает Павел Подкорытов. — Портрет студента СКОЛКОВО довольно четко откалиброван, а одним из главных критериев отбора является возможность человека не только получать, но и отдавать — Школе, комьюнити. Такой подход дает неочевидный, но очень важный мультипликативный эффект, который работает в длительной перспективе».

В результате отбора на программу попадают люди с большой степенью вовлеченности, готовые помогать друг другу, тратить на это время и ресурсы.

Именно это приводит к постоянному взаимообмену идеями, мыслями, — считает студент СКОЛКОВО и основатель компании Cosmodrome Games Михаил Пахомов. — Не менее важно, что носителями вдохновляющей, заряжающей культуры являются все сотрудники Школы — от профессорского состава до администрации.

Взаимное опыление

Обучение в бизнес-школе построено на тесном взаимодействии студентов, которое во многом достигается благодаря так называемому перевернутому формату.

Традиционно в российских вузах в очной форме изучается лекционный материал, а практику студенты проходят самостоятельно, — объясняет Павел Подкорытов. — В СКОЛКОВО все происходит ровно наоборот: теория изучается дома, а очные модули представляют собой практические занятия. Именно в это спрессованное время, прожитое в напряженной работе и интенсивном общении, происходит взаимное опыление людей — идеями, опытом, амбициями, подходами к решению задач. Это не академическая часть, но она является очень важной.

По наблюдениям Михаила Пахомова, все практические занятия происходят в большом напряжении — эмоциональном, физическом и интеллектуальном, когда люди по нескольку часов проводят в групповой работе, решая кейсы или готовясь к выступлению. «Совместное преодоление сложностей формирует уникальный сплав доверия, взаимовыручки и понимания, что человек, который находится рядом с тобой, всегда поможет и на него можно положиться, — объясняет он. — Мало кому в жизни я доверяю больше, чем своим однокурсникам. С кем-то ты дружишь, потому что тебе комфортно, от кого-то получаешь моральную поддержку, кому-то ее оказываешь. Все отношения построены на обратной связи».

Такое «переопыление» дает весьма осязаемые результаты. Наталья Флокси уже на первых модулях нашла несколько потенциальных клиентов: в пяти компаниях, которые представляют ее одногруппники, продукт интегрирован и тестируется. Программа-максимум для Натальи — найти в СКОЛКОВО бизнес-партнера. «В жизни каждого стартапа наступает этап, когда усилий одного человека недостаточно. Хочется разделить риски, найти надежное плечо, а также добиться синергии, способной дать новый импульс для развития бизнеса. Сейчас я присматриваюсь к студентам нашей школы и верю, что среди них найдутся прекрасные люди, которые захотят со мной работать».

-3

Студентам SKOLKOVO MBA-14 Виталию Погорелову и Ольге Романец уже после первых модулей удалось доработать и запустить совместный проект — социальное приложение «Доброметры», которое конвертирует результаты спортивных тренировок в благотворительную помощь детским организациям и приютам для животных.

Во время решения одного из кейсов, в ходе жарких обсуждений, которые длились несколько часов, Ольга предложила идею этого проекта, — рассказывает Виталий. — Я понял, что это очень крутая идея и мне хотелось бы принять участие в ее реализации.

Сейчас проект находится на стадии пилота, в тестировании которого принимают участие все одногруппники партнеров: их тренировки регистрируются в системе. В дальнейшем благодаря сформированному спонсорскому фонду все накопленные доброметры будут конвертированы в рубли, которые помогут оборудовать спортивным инвентарем семейный центр «Эчган», открытый в труднодоступном поселке на Камчатке.

Проживание опыта

По мнению Михаила Пахомова, на нетворкинг работает сама планировка Кампуса, которая подталкивает человека к тому, чтобы открываться и впитывать новое. «Здание спроектировано таким образом, чтобы люди, как атомы, были вынуждены постоянно сталкиваться и взаимодействовать друг с другом, — рассказывает он. — Здесь доминируют открытые пространства, аудитории спроектированы по модульному принципу: можно двигать мебель, писать на стенах. Кроме того, обучение предполагает проживание в гостинице Кампуса во время очных модулей. На мой взгляд, это очень важный фактор, который усиливает степень погружения в среду и помогает сформировать уникальные связи между людьми».

Особую роль в этом играют совместные поездки — модуль, проходящий на Камчатке, а также посещение других стран как в рамках программы, так и вне ее.

«Недавно вместе с выпускниками СКОЛКОВО мы съездили в Узбекистан. Подобные поездки — это всегда нетворкинг, новые знакомства и проекты. Мы вместе полезно проводим время и отдыхаем, обогащая друг друга своими идеями», — рассказывает Константин Прайс.

Для Павла Подкорытова поворотной стала поездка с группой в Кремниевую долину, во время которой он познакомился с организатором этого модуля. Вскоре Павел вместе с новым знакомым запустил совместный исследовательский проект, который в результате заложил основу для нового бизнеса.

Идея была в том, чтобы решить проблему нехватки талантов в будущем, — рассказывает детали Павел. — Мы проводили интервью со студентами трех ведущих университетов мира: Стэнфордского, Мюнстерского и Венского технологического. В результате пришли к концепции перевернутого рекрутмента, когда не работодатели проводят собеседование с соискателями, а наоборот. Наша международная компания Talent Service была открыта в сентябре прошлого года, и я точно знаю, что без СКОЛКОВО идея этого бизнеса вряд ли могла бы родиться. Кроме того, даже в самых смелых мечтах я не мог представить, что буду реализовывать проект вместе с такими гигантами
-4

Эффект комьюнити

По мнению студентов и выпускников, феномен СКОЛКОВО заключается в концентрации в одном месте людей, которые по калибру своих амбиций, потенциала и компетенций многократно превышают среднестатистические контакты, которые накапливаются у человека в обычной жизни. Причем с течением времени они только прирастают — по мере роста комьюнити Школы, участники которого постоянно поддерживают друг с другом связь через десятки чатов. Это виртуальное общение является еще одним источником новых идей и поводом для коллабораций.

«В моем случае нетворкинг — это, прежде всего, набор микрокасаний и микроопыления не только с однокурсниками, но и с выпускниками других потоков и программ, который периодически выливается в совместные проекты, — рассказывает Михаил Пахомов. — К примеру, недавно в нашей группе сформировался внутренний чат по инвестициям, где мы обсуждаем инвестиционные идеи, работающие в сложившихся условиях. После февральских событий часть однокурсников объединилась в чат, где обсуждаются лучшие практики ведения международного бизнеса, вопросы, связанные с перелетами, оформлением документов и многое другое. В СКОЛКОВО учатся люди примерно одного социального круга, которые имеют плюс-минус одинаковые бытовые и бизнес-проблемы. Поэтому всегда можно найти тех, кто в определенный момент времени решает похожую задачу. А вместе найти наилучшее решение намного проще».