Найти тему

Сострадательный подход в обучении

Как педагогу учитывать травматичный опыт ребёнка и при этом продолжать преподавать остальному класс

Дети, пережившие травмирующие события, могут проявлять трудное поведение — отказываться следовать правилам и выполнять задания, прогуливать уроки, проявлять агрессию, замыкаться в себе.

Сострадательная учебная программа помогает детям получить в школе новый опыт, который отличается от пережитого травматического, и развить навыки, необходимые, чтобы общаться с другими людьми и выстраивать отношения. Это дополнительная программа, но ее можно включить в обычную образовательную программу в школе.

Как учитывать травматический опыт детей в обучении

Травма влияет на поведение детей, их успеваемость в школе и отношения с другими людьми. Ребенку, пережившему травму, бывает сложно доверять окружающим, просить о помощи, учиться новому, выражать и понимать эмоции, он может сталкиваться с нарушениями сна и испытывать трудности с памятью и концентрацией.

К травматическому опыту относятся:

  • продолжительный сильный стресс
  • потеря или болезнь близкого
  • опыт сиротства
  • пережитое насилие или травля
  • переезд, резкая смена окружения

Конечно, важный этап в работе с травмой — это терапия у квалифицированных психологов, психиатров или социальных работников. Но у многих семей нет доступа, мотивации и способности участвовать в терапии и выполнять план лечения.

Для большинства учеников посещение школы — это самая регулярная и предсказуемая рутина в их жизни. И, хотя учителя не обучены, не готовы и не обязаны углублятся в личные истории своих учеников, есть методы, которые могут поддержать ребенка и помочь педагогу справиться с возможными последствиями травматического опыта учеников, с которыми он сталкивается в классе.

Один из таких методов — сострадательный подход в обучении. В основе сострадательного подхода лежит шесть принципов работы о том, как учить детей с травматическим опытом и общаться с ними.

«Вы не сможете достучаться до умов, пока не прикоснётесь к сердцу» — основная идея сострадательного подхода (из книги «The Heart of Learning: Compassion, Resiliency, and Academic Success», 2009).

Частота контактов с учениками не играет решающего значения при работе с этим подходом, поэтому применять его могут не только классные руководители с закрепленным за ними классом, но и все специалисты, которые взаимодействуют с детьми — учителя, социальные педагоги, психологи и педагоги дополнительного образования.

Сострадательный подход важно использовать системно и последовательно — составлять для себя план действий, придерживаться правил и обращать внимание на изменения в поведении ученика. Но даже если у вас нет возможности включить сострадательный подход в работу на общем школьном уровне, можно использовать его индивидуально. Например, постепенно включать в свою работу те принципы, которые вы считаете важными и ценными — это будет важным вкладом и поддержкой для детей, переживших травму.

Принципы сострадательного подхода

Всегда наделять силой, а не лишать ее

Ученики, пострадавшие от травмы, часто соревнуются с учителями за власть — они верят, что если будут контролировать ситуацию в классе, то обеспечат себе безопасность. Они могут нарушать правила или отказываться их следовать, нарушать дисциплину в классе, вмешиваться в ход урока. Таким образом дети избегают ощущения бессилия и беспомощности — это чувства, которые возвращают их к травматическому опыту. Чем более бессильным, зависимым и некомпетентным чувствует себя ученик в целом, тем хуже будет его поведение.

В сострадательном подходе учителю предлагается не пытаться контролировать учеников, столкнувшихся с последствиями травмы, а предложить им совместный контроль над средой в классе. Например, вместе с учениками обсуждать и менять правила поведения в классе и последствия за их нарушение.

Учеников все еще нужно привлекать к ответственности за их поведение, но важно признавать, что это поведение может быть неконтролируемым. Следует избегать криков, угроз, насмешек и сарказма. Вместо этого дисциплина должна быть последовательной, уважительной и ненасильственной.

Обеспечивать безусловное положительное отношение

У детей, переживших травматические события, возникают трудности с доверием, им бывает сложно испытывать чувство собственного достоинства, проявлять инициативу и формировать отношения. Как правило, они очень критично относятся к себе, своим недостаткам и ошибкам, которые они совершают.

Ребенку в такой ситуации нужен взрослый, способный относиться к ним с уважением, устойчивой добротой и сопереживать их трудностям. Например, когда ученик сталкивается с трудностями и говорит, что у него ничего не получится, учитель поддержит и предложит свою помощь, а не будет ругать и указывать на ошибки: «Мне жаль, что ты так думаешь. Я понимаю, что сейчас тебе тяжело, но это не значит, что так будет всегда. Я могу помочь тебе, когда ты будешь готов попробовать снова».

Поддерживать высокие ожидания

Ученики с травматическим опытом могут отличаться от других детей в классе — иначе реагировать на происходящее, с другим темпом осваивать новые навыки, быстрее уставать и отвлекаться. Если акцентировать на этом внимание, озвучивать такие различия («из-за тебя мы не успели изучить тему», «с тобой сложнее, чем с другими детьми»), ребенок может почувствовать бессилие. Это усиливает проявления травмы.

Ребенку, пережившему травму, важно видеть, что учитель предъявляет к нему те же требования, что и к остальным — озвучивает правила, предупреждает о последствиях, называет проблемы и замечает успехи. Это помогает ему почувствовать, что он достоин безусловного положительного отношения и внимания наравне с другими.

Проверять предположения, наблюдать и задавать вопросы

Учителя, придерживающиеся сострадательного подхода, наблюдают за поведением ученика и задают вопросы чутко и уместно, исходя из результатов наблюдений. Например, если это вопрос о трудностях и переживаниях, лучше задавать его в спокойной обстановке, находясь наедине с ребенком.

В этом задействованы три навыка:

  • Умение замечать свои предположения. Каждый раз, когда учитель ловит себя на том, что он сделал предположение, он не делает выводов, пока не понаблюдает за поведением ребенка
  • Умение задавать вопросы, основываясь на наблюдениях
  • Умение выслушать. Задавать вопросы стоит тогда, когда мы готовы внимательно выслушать ответ.

Травма — это индивидуальная реакция человека на пережитые события. Когда мы предполагаем, что кто-то травмирован, основываясь на стереотипах об определенной группе людей (например, если ребенок из неполной семьи), это может помешать нам понять ребенка.

Постарайтесь рассматривать каждого ребенка независимо от каких-либо факторов, которые вы можете знать о его личной жизни. Спокойный, замкнутый ребенок, эмоционально отсутствующий во время урока, может и должен волновать учителя не меньше, чем ребенок, который шумит и отказывается следовать правилам.

После наблюдений бывает полезно записать основные замечания и мысли — это помогает посмотреть на поведение ребенка спокойно, без эмоций, которые учитель может испытывать в момент наблюдения.

Когда наблюдений достаточно, чтобы проследить паттерны поведения, можно задавать вопросы. Например: «Вася, я замечаю, что каждый раз, когда я повышаю голос, чтобы привлечь внимание класса, ты бросаешь учебник. Ты беспокоишься о том, что я могу сделать что-то, от чего тебе будет некомфортно?». Следующий шаг после вопроса — остановиться, подождать и прислушаться. Возможно, ученик не даст прямого ответа, но его поведение может измениться.

Быть «тренером по отношениям»

Джудит Герман, психиатр и специалистка по травме, писала: «Травматические события ставят под сомнение основные человеческие отношения. Они нарушают привязанности семьи, дружбы, любви и общины».

Учителя, применяющие сострадательный подход, могут показать ребенку, что вокруг есть люди, которые уважают его, готовы поддержать и выслушать. С их помощью ученики могут потренироваться выстраивать границы и общаться не только со взрослыми, но и с другими детьми. Отношения, которые учитель устанавливает с учениками влияют на тон и манеру поведения внутри класса.

Если помогать ученикам почувствовать, что в класс или школа — это безопасная и поддерживающая среда, они смогут вкладывать больше сил и энергии в обучение.

Выполняя свою роль тренера по отношениям, учителя могут помочь школьникам сделать небольшие, но важные шаги к исправлению разорванных представлений о сообществе и друзьях.

Предоставлять управляемые возможности для полезного участия

Детям и подросткам, как и взрослым людям, важно принадлежать к какому-то сообществу. Это дает возможность быть услышанными, делать выбор, нести ответственность, участвовать в решении общих проблем. Когда мы участвуем, мы чувствуем, что мы — часть группы. Помогая другим, мы чувствуем себя более устойчиво и уверенно.

Предоставление управляемых возможностей для полезного участия помогают найти утешение, создать взаимное доверие и укрепить самооценку учеников. Важно сделать акцент на слове «управляемые» — это значит, что учитель тщательно планирует взаимодействия и наблюдает за ними. Например, можно использовать задания для взаимной проверки в классе или урок, который организуют сами ученики, по методическим рекомендациям учителя.

Ученики, пережившие травму, в таких ситуациях по-прежнему будут уязвимы для травматических триггеров. Поэтому учителю нужно будет использовать свои таланты в качестве тренера по отношениям, чтобы показывать ученикам новые возможности для дружбы и поддержки — замечать успехи, задавать вопросы, показывать, как можно помочь друг другу.

Статьи по теме:

Что такое травматический опыт?

Как создать опыт успешности у ребенка?

Как сделать школу безопасной для учеников?