В романе Василя Кучера «Плещут холодные волны» об этой истории подробно написано, не без художественных добавлений. Это не документальная книга. А в её основу легли события, о которых я расскажу далее в статье.
Оборона Севастополя
История началась летом 1942 года, когда бойцы Красной армии и все остальные героически обороняли город, находящийся в Крыму, у Черного моря.
Тогда защитники населенного пункта мало что могли противопоставить немцам. Командование почти бездействовало. В некоторых источниках можно найти информацию, что советские командиры бежали. Я бы не стала так писать. И не написала.
Ситуация была очень сложная. Перелом в войне еще не наступил. Никто не бежал.
Отступали – бывало. Но это немного другое.
Вот и из Севастополя нашим войскам было приказано отступить. Местных и бойцов РККА эвакуировали. Получалось по-разному.
Так, например, 26-летний военврач из 8-го батальона 3-й бригады морской пехоты Павел Ересько, вместе с тремя моряками, забрался в случайную шлюпку. Лодка отчалила от севастопольского берега.
Планы
Четверо бойцов придумали хороший план. Они хотели поднять парус (плащ-палатку) и добраться на шлюпке до Балаклавы, где все четверо желали вступить в партизанский отряд.
То есть, дезертиров не было. Все хотели и дальше бить немца. Но получилось иначе.
Быстро стало понятно, что плащ-палатка – это не очень хорошая замена парусу. Шлюпку начало уносить течением. И бойцы ничего не могли с этим поделать. Осталось только надеяться, что на пути встретится какой-нибудь советский корабль или самолет.
Но встреча случилась только с немецким самолетом. И то, спустя много-много дней.
А до этого недалеко от шлюпки взорвалась мина. В результате, один матрос получил ранение. Грести он больше не мог.
Тяжелый дрейф
Моряки и военврач, находившиеся в шлюпке, которая теперь была не средством спасения, а самой настоящей тюрьмой, переживали большие трудности. Во-первых, сил оставалось всё меньше и меньше. По сути, лодка плыла туда, куда ей хотелось – куда её гнали ветер и волны.
Во-вторых, ни у кого уже не было сил. Один моряк, как я указывала, был тяжело ранен. И помощь ему была оказана минимальная. В шлюпке был медик, но ему не хватало медикаментов и инструментов.
В-третьих, не было еды и пресной воды. Весь запас моряков составляли несколько банок рыбы в томате. Понятно, что этого хватило на очень короткий срок.
К сожалению, трое моряков не выдержали долгого плавания без пищи и воды. Пришлось военврачу сбрасывать их тела в воду. Сам же Павел Ересько держался до последнего.
С едой были огромные проблемы. Но без неё организм человека может продержаться довольно долго. Правда, у врача к концу его плавания были уже галлюцинации. Ему виделось, что боевые товарищи подносят ему воду и еду. Естественно, никаких товарищей в море не было и быть не могло.
С водой было чуть попроще. Ересько знал, что можно употреблять воду морскую, хоть она и сильно нагружает почки. Но лучше хоть что-то пить, чем ничего. Ведь без воды человеческий организм долго протянуть не может.
Павел добавлял в жидкость таблетки антисептика и пил её понемногу.
Спасение
37 дней спустя, шлюпку, в которой был советский врач, привело к берегам Турции, там её заметил гражданский корабль, принадлежавший этому государству. Ересько спасли, но не отпустили на свободу.
Нужно знать, какая была обстановка:
1942-й год. Перелом в войне еще не наступил. Турция, очевидно, рассматривала вариант вступления в конфликт на стороне Германии и, соответственно, против Советского Союза. Поэтому Ересько отправили в лагерь для интернированных, подозревая, что он – советский шпион. Фантазия, конечно… Обессиливший человек, который не ел около месяца – шпион. Это еще нужно было придумать.
В лагере болгарский заключенный помог Павлу связаться с представителями СССР. И только после этого Ересько вернулся на Родину.
В Советском Союзе ему вручили медаль «За оборону Севастополя».
Павел Ересько, вернувшись в Советский Союз, сильно много в годы войны про свои злоключения не рассказывал. Ведь каждого пленного серьезно проверяли. И вполне могли отправить в лагеря.
Может быть, если осознавать, что шла война, история не самая страшная. Ведь на фронтах происходили вещи более трагичные. Но то, что произошло с Павлом Ересько – это, по крайней мере, необычно. Да и на фронте было как: прилетела пуля – и ага. А тут человек боролся 37 дней. И, что самое главное – выжил!