Последние несколько лет мы регулярно слышим об уникальных археологических находках, обнаруженных в Калининградской области. Одна из последних таких — ценные исторические предметы эпохи Великого переселения народов, найденные археологической экспедицией Института археологии РАН на месте строительства очередной ветки трассы «Приморское кольцо».
О том, как стать археологом, мы поговорили с руководителем новой образовательной программы магистратуры «История и археология Балтийского региона», руководителем Самбийской археологической экспедиции Института археологии Российской академии наук на территории Калининградской области, старшим научным сотрудником отдела сохранения археологического наследия ИА РАН, кандидатом исторических наук Эдвином Зальцманом.
— Эдвин Борисович, что представляет из себя программа «История и археология Балтийского региона?
— Это абсолютно новая программа магистратуры, совместная с Институтом археологии Российской академии наук, в рамках которой в БФУ им. И. Канта мы будем готовить высококвалифицированных историков широкого профиля, археологов. Обучаться здесь могут и вчерашние бакалавры, и состоявшиеся специалисты — все, кому интересны история и археология. Программа может заинтересовать многих.
Наши выпускники смогут заниматься полевой и кабинетной археологией, могут затем продолжить обучение в аспирантуре, если есть желание — избрать своей профессией научную деятельность.
В БФУ недавно создан археологический музей, здесь существуют археологическая лаборатория, есть оборудование, проводятся постоянные археологические раскопки. Поэтому нужны специалисты с хорошим фундаментальным образованием и прикладными знаниями и умениями. Их мы и будем готовить.
Археология во всем мире сегодня очень популярна. Это своеобразная и интересная наука, изучающая древности, прошлое человечества по материальным следам, которые оно оставило. Археология дает возможность увидеть историю воочию, прикоснуться к ней руками.
— В Калининградской области ведется большое число археологических раскопок. Неужели у нас раньше не готовили археологов?
— Не готовили. Более того, их и сейчас не готовят в Северо-Западном регионе. Поэтому и возник очень серьезный запрос на подготовку высококвалифицированных специалистов в нашем регионе. Балтийский федеральный университет станет единственным вузом в СЗФО, где будет вестись серьезная подготовка будущих ученых-археологов.
Есть еще одна серьезная причина, почему было принято решение открыть эту образовательную программу. Дело в том, что Калининградская область крайне слабо исследована на предмет археологических ценностей. Периоды, насчитывающие чуть ли не полтысячи лет, почти не изучены. Между тем, в регионе очень много археологических памятников, огромное количество древних и средневековых поселений и могильников, и сейчас перед археологами вскрываются новые пласты древнейшей истории. Остается еще много неизведанного, а это огромный фронт работ для наших будущих выпускников.
Благодаря археологическим исследованиям последних двух десятилетий, серьезным образом изменится наше представление о ранней истории территории, на которой мы живем.
К примеру, те же древности, обнаруженные при исследованиях участков под строительство Приморского полукольца. Часть экспонатов уже можно увидеть на выставке в Государственном историческом музее в Москве.
В Государственный Исторический музей в 2022 году Институтом археологии РАН был передан уникальный археологический комплекс — предметы погребального инвентаря знатных воинов, проживавших на балтийских землях в эпоху Великого переселения народов (V-VII вв. н.э.). Предметы были найдены при археологическом исследовании в Калининградской области.
На выставке впервые представлены самые яркие и значимые предметы из комплекса, характерные для военных элит в VI веке н.э.: оружие, элементы костюма и конской упряжи. Также демонстрируются уникальные изделия, которые не имеют аналогов в мире. Один из самых ярких предметов — рог для питья с изображениями хищных и водоплавающих птиц, имеющий родство в орнаментальных и стилистических сюжетах с вещами из Центральной и Северной Европы.
— Ваши магистранты смогут принимать участие в настоящих раскопках?
— Практика — это обязательная часть обучения. Конечно, предварительно магистрантам будет преподаваться теория, методика раскопок. И потом уже они смогут участвовать в экспедициях в разных районах области.
— Правда ли, что жители этих мест торговали с Римом?
— Конечно. Но сами римляне сюда не доходили, существовали торговые пути, по которым сырцовый янтарь доставлялся в пределы империи. В первых веках нашей эры на территории Римской империи был крайне популярен балтийский янтарь. Но уже в VII-VI веках до н.э. янтарь был популярен у этрусков. Более того, в еще более раннее время, в III тысячелетии до нашей эры, украшения из балтийского камня имели хождение в Центральной и в Восточной Европе в связи с культом солнца.
Именно археологи находят подтверждение этому, исследуя поселения. Даже в Трое найден балтийский янтарь. Но с нашей ли он территории — это еще предстоит узнать, потому что в Бронзовом веке (II тысячелетии до нашей эры) солнечный камень также поставлялся и с территории современной Дании. Это тоже, конечно, балтийский янтарь, он не отличается по своему химическому составу.
В раннем железном веке и в период римского влияния он вновь доставлялся с Самбийского полуострова. Мы во время археологических раскопок не раз находили клады сырцового янтаря, относящиеся к этим периодам.
— Вы — практикующий археолог, который сделал большое число открытий. Будете учить магистрантов, как искать неизвестные ранее памятники археологии?
— По каким признакам можно понять, могут ли быть какие-либо древности в том или ином месте — это также изучает наука археология.
Наша образовательная программа предполагает изучение достаточно большого числа специализированных предметов археологической направленности. На первом курсе, само собой, будет изучаться латынь — ведь студенты будут вести и городские раскопки, а это прежде всего раскопки средневековых культурных слоев, и знание латыни здесь необходимо. Будет также изучение немецкого языка, польского по желанию.
Думаю, учиться нашим магистрантам будет непросто — в программе достаточно много сложных предметов. Это «Методологические проблемы современных историко-архивных исследований», «Основы биоархеологии», «Естественно-научные методы в археологических исследования», «Цифровые технологии в работе с объектами культурного наследия», «Археологическая геодезия», много исторических предметов — как, например, «История и искусство Тевтонского ордена», «Российско-польские и Российско-немецкие отношения в Средние века и Новое время» и так далее.
Не стоит думать, что мы во время обучения будет только заниматься раскопками — мы будем осваивать серьезные базовые предметы, ведь археология — это сложная наука, нужно обладать большим объемом знаний.