В предыдущей статье мы с вами, дорогие товарищи, рассмотрели событие 22 февраля 1814 года, когда у деревушки Краон начинают концентрироваться как русские войска под командованием генерал-лейтенанта Воронцова, так и французские войска. Наполеон поручает капитану Караману с батальоном Старой Гвардии занять господствующую над Краоном высоту и держаться до последнего, если неприятель попытается взять высоту. Капитан Караман с батальоном Старой Гвардии занимает высоту...
А мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.
*
*
Итак, на дворе у нас 22 февраля 1814 года. К Краону уже подошли передовые части русских войск, остальные на марше. Напомню, что генерал-лейтенант Воронцов выдвинул к Краону 13-й, 14-й егерские полки под командованием генерал-майора Красовского и кавалерию Палена, под общим командованием генерал-лейтенанта Орурка.
Вскоре на высоте закипел лютый бой. Для французского капитана Карамана удержать высоту это прекрасная возможность отличиться. Это его «звёздный час», как он сам это назвал. Наполеон лично дал задание капитану Караману и облажаться Караман не может. Под командованием капитана сейчас солдаты Старой Гвардии, а это опытные бойцы. Такие не бегут, но, наоборот, своей стойкостью сокрушают и побеждают противника. Но противостоят им русские бойцы. Опытные, необычайно стойкие, храбрые, выносливые, дисциплинированные солдаты. Да ещё под командованием русского опытного генерала. Обеим сторонам будет нелегко.
Бой продолжается. Французы держатся, но силы их тают с каждой минутой. Артиллерия и ружейные выстрелы выкашивают французов одного за другим. И русские несут потери. Идёт жестокий бой. Положение обеих сторон только ухудшается. Что же будет дальше?.
Через какое-то время от французского батальона способными держать оружие остаются едва ли половина. Остальные выбыли или ранены. Ещё несколько атак и батальон будет уничтожен. Капитан Караман отправляет бойца к Наполеону с просьбой о подкреплении.
*
Наполеон удобно устроился на вершине одного их холмов под величественной, широко раскинувшей свои ветви, берёзой. Наблюдает за баталией в свою любимую подзорную трубу.
Прискакал взмыленный связной от капитана Карамана. Сошёл с коня, подходит к Наполеону. Докладывает всё как есть.
— Ваше Императорское Величество! Капитан Караман просит подкрепление, иначе высоту не удержим! — закончил свой доклад связной.
Но Наполеон молчит. Продолжает смотреть в свою подзорную трубу и молчит. Еле заметно хмурится.
Так продолжалось наверное несколько минут. Связной всё это время покорно стоит впереди, немного справа от императора, молчит и ждёт. Не смеет вымолвить ни слова. Доклад окончен, император размышляет и что-то должен ответить. Мешать ему не стоит.
После долгой паузы, Наполеон, наконец, ответил:
— Возвращайся к капитану Караману. Передашь капитану, что поддержка будет.
Связной отдал честь, вскочил на коня и умчался обратно на высоту.
Наполеон, однако, молчит. Не отдаёт никаких распоряжений. Окружающие его офицеры как будто ждут. Но Наполеон всё так же продолжает смотреть в свою трубу, обозревая поле боя, но не произносит ни слова.
Наконец, один из генералов штаба не выдержал, обратился к Наполеону. Запинаясь, дрожащим голосом:
— Ваше Императорское Величество... так... может... насчёт подкрепления капитану Караману. Дивизия Мёнье готова выступить прямо сейчас...
Генерал замолчал.
— Для дивизии Мёнье у меня другое задание, — наконец произносит Наполеон.
Наполеон встал со своего удобного походного кресла, подошёл к столу. На столе разложена большая карта.
— Подойдите сюда, генерал.
Генерал подошёл, слегка склонился над картой, как бы давая понять, что он — «весь внимание».
Сейчас вы отправитесь к маршалу Нею. Пусть поднимает дивизию Мёнье. Задача: обойти русских с фланга и выйти к деревне Воклёр, вот сюда. И Наполеон ткнул пальцем в точку на карте. Деревню нужно взять и удерживать её. Тем самым мы отрежем русских от подкрепления и вынудим их отступить.
*
Через какое-то время дивизия Мёнье выдвинулась на выполнение задания, а подкрепления капитану Караману всё нет. Наполеон почему-то тянет с этим. Не даёт подкрепления. Хотя уже ясно, без подкрепления высоту не удержать.
Вновь прискакал связной от Карамана. Уже другой, с окровавленным бинтом, намотанным вокруг головы. На уставшем, измождённом лице высохшие чёрно-бурые пятна крови.
— Ваше Императорское Величество! Батальон погибает. Капитан умоляет о поддержке. Осталось в строю едва треть, — выкрикнул связной, не слезая с лошади, почти просящим голосом, с явно читающимися нотками отчаяния и безысходности. А конь так и мечется из стороны в сторону. Наездник едва удерживает его. Всё это говорит о чрезвычайном нервном напряжении всадника.
— Умоляет, говоришь, — довольно и хитро так, по-кошачьи, улыбнулся Наполеон.
А про себя подумал:
«Вот это уже лучше. Я выбью из капитана всю дурь».
— Ступай! Передай капитану Караману, что подкрепление уже в пути, — махнул левой рукой Наполеон, отправляя связного.
Тот, пришпорив коня, ускакал назад. А Наполеон на этот раз не стал медлить, но произнёс склонившемуся над ним офицеру штаба.
— Одну гвардейскую бригаду в помощь капитану Караману, немедленно!
Вскоре бригада Старой Гвардии выдвинулась к высоте на помощь обороняющимся.
Что же будет дальше? Удержит ли капитан Караман высоту или нет. В следующей статье мы с вами, дорогие мои товарищи, это узнаем, а на сегодня заканчиваем...
>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.