Рисунок в иконе является очень ответственным этапом работы. Он должен быть графически четким, линия уверенная, твердая. Складки на одеждах должны грамотно подчёркивать строение фигуры. В построении фигуры помогают знания о пропорциях. Пропорции в иконописи - это отдельная тема, которую нужно изучать, обращая внимание на эпоху, регион, формат.
Учение о пропорциях Ченнино Ченини строит на единой мере, исходя из канона пропорции человеческого тела. Но в его трактате встречаются и средневековые курьёзы и предрассудки, вроде следующих: "У женщин слева на одно ребро меньше, чем у мужчины". Или… "пропорции женщин я оставляю в
стороне, так как в них нет совершенных мер", тем не менее, канон Ченнини интересен. "Высота человеческого тела равна его ширине при вытянутых в
сторону руках. Руки вместе с кистями достают до половины бёдер. Весь же человек имеет в длину S лиц и две из трёх мер". По Ченнини – лоб, нос и расстояние от носа до подбородка линейно равновелики, и ими "лицо делится на
три части".
По мнению Леонардо фигура человека равна десяти лицам (голова от подбородка до начала волос). По Микель Анджело в фигуре восемь голов, по Дюреру – семь голов. Вазари указывает, что Пари Спинелли рисовал фигуры в 10-12 голов.
Мы все прекрасно знаем, что пропорции в иконе отличаются от пропорций академического рисунка. В иконописи пропорции фигуры могут варьироваться от 1/5 до 1/12 (редко 1/4). Фигуры могут быть слишком высокими или излишне низкими. Это не удивительно ведь на иконе представлен иной мир.
Изучение иконописных подлинников и изучение академического рисунка позволяют ученику свободно себя чувствовать при компоновке иконы. Я придерживаюсь именно этой позиции.
Хотя, я сталкивалась с мнением некоторых иконописцев, что изучение академического рисунка современному иконописцу не нужно, а нужно изучать только иконописные традиции компоновки фигуры. Знала я иконописца, который считал, что владение академическим рисунком вредит иконописцу.