Найти тему
ВЖНВП и т.п.

Композиция комикса

Автопортрет Александра Ремизова 2011 года, взят из его блога.
Автопортрет Александра Ремизова 2011 года, взят из его блога.

Этот материал посвящаю памяти Саши Ремизова, недавно ушедшего от нас художника-комиксиста. Он был широко известен своими комиксами, которые много лет публиковал в журнале “Мир Фантастики”.

В начале 2000-х мы приятельствовали. Познакомились, как и многие комиксисты “второй волны”, на форуме сайта “Комиксолёт”. Саша тогда работал машинистом московского метро, но душа его требовала полёта. Он тогда уже рисовал комиксы десятками страниц: например, у него был ремейк “Терминатора”, в котором он изобразил самого себя, машиниста метро, спасающего будущее от туповатых роботов. Мне тот комикс очень нравился (да и вообще всё, что Саша рисовал, мне нравилось), но он был нарисован в гротескном, немного “мультяшном” стиле. Саша хотел развиваться дальше, как художник, в сторону реализма, поэтому к своим ранним творениям он отнесся сурово и из Интернета убрал. Раньше они были выложены на “Комиксолёте”, а теперь я не могу их найти, эти комиксы остались только в моей памяти.

У Саши лежал в столе постапокалиптический сюжет про жизнь людей в московском метро после ядерной войны. Удивительно, что он её придумал примерно в то же время, что и другой известный автор. Саша обратился ко мне за помощью в написании сценария, и некоторое время мы разрабатывали проект совместно. Если бы мы были более настойчивы и если бы ЭТО БЫЛ НЕ КОМИКС, возможно, это мы бы стали писателями-миллионерами. Но мы хотели сделать комикс…

Саша всегда стремился к совершенству и, наверное, я оказался недостаточно хорошим сценаристом для реализации его замысла. Ну и характеры у нас у обоих были не сахар. Постепенно работа над комиксом сошла на нет, история не состоялась. Но остались кое-какие материалы, которыми я хотел бы поделиться, чтобы почтить память о хорошем художнике, Саше Ремизове.

Ниже размещаю материал 2004 года, когда проект находился ещё в активной стадии.

* * *

-2

На примере композиции отдельной полосы комикса я хочу показать, как стараюсь относиться к композиции каждой полосы своих комиксов. Черновая графика публикуется с разрешения художника Александра Ремизова. Раскадровка моя.

Это первая полоса разворота, то есть читатель только что перевернул новую страницу. Начало нового эпизода.

Кадр 1

Большой кадр, открывающий нам новую главу истории. Он должен передать нам атмосферу, дать представление о новом месте действия, на это нужно некоторое время — осознать, почувствовать, поэтому он большой и наполнен деталями, располагающими к рассматриванию. Крысы здесь являются равнозначимыми деталями, как и все остальное. В целом атмосфера мрачная, грязная, напряженная.

Кадр 2

Даем крыс крупнее — теперь акцент на них. Крысы нормальному человеку противны, так что в этом кадре мы даем читателю почувствовать сильнее, какое это противное и грязное место. Нагнетаем.

Кадр 3

Отчасти это продолжение нагнетания обстановки, но здесь вносится уже другой фактор — не атмосферы, а действия. Крыса крупным планом что-то учуяла, поднялась на задние лапки. В этом кадре, кроме двух крыс, мало деталей. Почему? Потому что смысл кадра в двух вещах:

1. Совсем близко показать противность крысы.
2. Дать понять читателю, что сейчас что-то произойдет.

Первое достигается крупным планом крысы и ее неопрятным видом. Второе достигается настороженной позой крысы. Больше нам в этом кадре ничего не нужно! Поэтому всего остального мы показываем самый минимум — только чтобы сохранить связь с остальным происходящим на странице — мол, то же место и время.

Кадр 4

Напряжение предыдущего кадра разряжается. Крыса почуяла нечто опасное и убегает! Опять никаких деталей, поскольку весь смысл кадра в прощальном взмахе хвоста крысы! Что же она почуяла?

Кадр 5

Этот кадр дает нам ответ на вопрос: это люди. Всё, больше нам не надо ничего здесь знать, поэтому люди рисуются маленькими силуэтами вдали — при сохранении перспективы первого кадра, которая дает нам направление их движения — откуда пришли и куда идут. Этот кадр делается маленьким, поскольку он всего лишь переходный на пути к следующему. Главный вопрос, который нас волнует, а ЧТО ЭТО ЗА ЛЮДИ?

Кадр 6

И здесь мы удовлетворяем любопытство читателя. На шикарном развернутом кадре с достаточным количеством деталей мы рисуем этих самых людей. Читатель может их рассмотреть во всей красе. Четко показано направление движения и действия вообще. В этом кадре главное:

1. Люди, которых хотел увидеть читатель.
2. Ощущение пути.

Конец полосы — конец этого маленького акта действия. Мы начали с места действия и ожидания, что что-то произойдет. Что-то произошло: пришли люди. Конец. Но читатель, удовлетворив свое любопытство насчет того, кто же это там идет, озадачен новым вопросом. Учитывая то, что он видел на ПРЕДЫДУЩИХ ПОЛОСАХ, он интересуется знать: ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ? Эти чуваки, конечно, классно смотрятся в своей форме и с автоматами, но КАКОГО ХРЕНА ОНИ ЗДЕСЬ ДЕЛАЮТ? И читатель жадно обращается к следующей полосе, надеясь узнать ответы на свои вопросы.

Вот так и двигается история. Вот так раскладывается каждая полоса и каждый кадр, в котором есть свой смысл, смысл в каждой детали, и ничего лишнего.

Так я делаю комикс.