Этот материал посвящаю памяти Саши Ремизова, недавно ушедшего от нас художника-комиксиста. Он был широко известен своими комиксами, которые много лет публиковал в журнале “Мир Фантастики”.
В начале 2000-х мы приятельствовали. Познакомились, как и многие комиксисты “второй волны”, на форуме сайта “Комиксолёт”. Саша тогда работал машинистом московского метро, но душа его требовала полёта. Он тогда уже рисовал комиксы десятками страниц: например, у него был ремейк “Терминатора”, в котором он изобразил самого себя, машиниста метро, спасающего будущее от туповатых роботов. Мне тот комикс очень нравился (да и вообще всё, что Саша рисовал, мне нравилось), но он был нарисован в гротескном, немного “мультяшном” стиле. Саша хотел развиваться дальше, как художник, в сторону реализма, поэтому к своим ранним творениям он отнесся сурово и из Интернета убрал. Раньше они были выложены на “Комиксолёте”, а теперь я не могу их найти, эти комиксы остались только в моей памяти.
У Саши лежал в столе постапокалиптический сюжет про жизнь людей в московском метро после ядерной войны. Удивительно, что он её придумал примерно в то же время, что и другой известный автор. Саша обратился ко мне за помощью в написании сценария, и некоторое время мы разрабатывали проект совместно. Если бы мы были более настойчивы и если бы ЭТО БЫЛ НЕ КОМИКС, возможно, это мы бы стали писателями-миллионерами. Но мы хотели сделать комикс…
Саша всегда стремился к совершенству и, наверное, я оказался недостаточно хорошим сценаристом для реализации его замысла. Ну и характеры у нас у обоих были не сахар. Постепенно работа над комиксом сошла на нет, история не состоялась. Но остались кое-какие материалы, которыми я хотел бы поделиться, чтобы почтить память о хорошем художнике, Саше Ремизове.
Ниже размещаю материал 2004 года, когда проект находился ещё в активной стадии.
* * *
На примере композиции отдельной полосы комикса я хочу показать, как стараюсь относиться к композиции каждой полосы своих комиксов. Черновая графика публикуется с разрешения художника Александра Ремизова. Раскадровка моя.
Это первая полоса разворота, то есть читатель только что перевернул новую страницу. Начало нового эпизода.
Кадр 1
Большой кадр, открывающий нам новую главу истории. Он должен передать нам атмосферу, дать представление о новом месте действия, на это нужно некоторое время — осознать, почувствовать, поэтому он большой и наполнен деталями, располагающими к рассматриванию. Крысы здесь являются равнозначимыми деталями, как и все остальное. В целом атмосфера мрачная, грязная, напряженная.
Кадр 2
Даем крыс крупнее — теперь акцент на них. Крысы нормальному человеку противны, так что в этом кадре мы даем читателю почувствовать сильнее, какое это противное и грязное место. Нагнетаем.
Кадр 3
Отчасти это продолжение нагнетания обстановки, но здесь вносится уже другой фактор — не атмосферы, а действия. Крыса крупным планом что-то учуяла, поднялась на задние лапки. В этом кадре, кроме двух крыс, мало деталей. Почему? Потому что смысл кадра в двух вещах:
1. Совсем близко показать противность крысы.
2. Дать понять читателю, что сейчас что-то произойдет.
Первое достигается крупным планом крысы и ее неопрятным видом. Второе достигается настороженной позой крысы. Больше нам в этом кадре ничего не нужно! Поэтому всего остального мы показываем самый минимум — только чтобы сохранить связь с остальным происходящим на странице — мол, то же место и время.
Кадр 4
Напряжение предыдущего кадра разряжается. Крыса почуяла нечто опасное и убегает! Опять никаких деталей, поскольку весь смысл кадра в прощальном взмахе хвоста крысы! Что же она почуяла?
Кадр 5
Этот кадр дает нам ответ на вопрос: это люди. Всё, больше нам не надо ничего здесь знать, поэтому люди рисуются маленькими силуэтами вдали — при сохранении перспективы первого кадра, которая дает нам направление их движения — откуда пришли и куда идут. Этот кадр делается маленьким, поскольку он всего лишь переходный на пути к следующему. Главный вопрос, который нас волнует, а ЧТО ЭТО ЗА ЛЮДИ?
Кадр 6
И здесь мы удовлетворяем любопытство читателя. На шикарном развернутом кадре с достаточным количеством деталей мы рисуем этих самых людей. Читатель может их рассмотреть во всей красе. Четко показано направление движения и действия вообще. В этом кадре главное:
1. Люди, которых хотел увидеть читатель.
2. Ощущение пути.
Конец полосы — конец этого маленького акта действия. Мы начали с места действия и ожидания, что что-то произойдет. Что-то произошло: пришли люди. Конец. Но читатель, удовлетворив свое любопытство насчет того, кто же это там идет, озадачен новым вопросом. Учитывая то, что он видел на ПРЕДЫДУЩИХ ПОЛОСАХ, он интересуется знать: ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ? Эти чуваки, конечно, классно смотрятся в своей форме и с автоматами, но КАКОГО ХРЕНА ОНИ ЗДЕСЬ ДЕЛАЮТ? И читатель жадно обращается к следующей полосе, надеясь узнать ответы на свои вопросы.
Вот так и двигается история. Вот так раскладывается каждая полоса и каждый кадр, в котором есть свой смысл, смысл в каждой детали, и ничего лишнего.
Так я делаю комикс.