Найти тему
ГБОУ Школа 950

Взаимное обучение школьников

Как бороться с неравенством? Вся история XX века дает однозначный ответ: бороться с неравенством можно только всем вместе. Именно поэтому в 8 классе проекта “Математическая вертикаль” прошли недели взаимообучения: ученики сами проводили уроки по теме “Неравенства”.

И теперь почти каждый в классе на вопрос “как решить неравенство?” может ответить:

Eсли оно линейное, то вот так, если квадратное, то вот так, а если социальное, то это задача совсем не для восьмиклассника.

И правда, для каждого метода, каждой теории есть границы применимости. Поэтому в этой статье мы будем рассматривать метод взаимного обучения школьников, а также метод перевернутого класса: их достоинства и недостатки.

____________________________

Но в начале важно договориться о терминах.

____________________________

-2

Под взаимным обучением в данном случае мы понимаем горизонтальный обмен знаниями и навыками между учащимися, где одна часть выступает экспертами. Да, это не классическая трактовка peer-to-peer, однако основные принципы (равенства, обучение через активную роль, доверие, уважение) сохраняются.

-3

Перевернутый класс - это принцип обучения, где знакомство с теорией происходит индивидуально, через чтение учебника, просмотр ролика, выполнение заданий элементарного уровня, а в классе проводится минимум теории и максимум практики для отработки навыка.
Чтобы понять, почему это важно, попробуйте ответить. Вопрос из жизни взрослых:

Что делает сотрудник, столкнувшийся с новой или сложной задачей на работе?

Исследования показывают, что самый частый ответ такой:

Сначала спрошу у коллег, потом попробую найти решение самостоятельно, изучив вопрос подробнее.

И именно эти моменты моделируют принципы взаимного обучения и перевернутого класса.

Теперь, когда мы настроили наш словарь терминов, а также разобрались, почему стоит иногда использовать на уроках эти принципы, давайте посмотрим, что получилось на практике.

***

Важно уточнить, что данная тема является одной из самых легких в курсе 8 класса. Многое было уже пройдено во время подготовки к пробной диагностической работе, а все сложные подтемы объяснялись учителем. При этом уровень сложности заданий по этой теме в ОГЭ достаточно низок, что позволяет применять рискованные (по мнению некоторых учителей и родителей) методы.

Академическая успешность - это хорошо. Но данный проект проводился не столько с целью улучшения процесса обучения, сколько с целью развития 4К компетенций учеников. Ведь в процессе подготовки и проведения урока необходимо было критически мыслить, работать в команде, творить, а также очень много коммуницировать с одноклассниками.

-4

Проект начался с самостоятельного выбора тем учениками. Всего было выбрано 12 тем: от “Доказательств неравенств” до “Решения неравенств с модулем”.

Ребята распределились по темам парами, изучили материал и разработали урок. Для упрощения работы учитель предложил Шаблон, в котором урок разбивался на этапы:

  • Начало: цель и проверка (актуализация) знаний, которые пригодятся для достижения цели.
  • Блок теории по методу “я-мы-ты”:

—“я” — объяснение материала;

—“мы” — совместное решение заданий;

—“ты” — самостоятельная отработка навыка, в которой учитель работает индивидуально, курсируя по классу.

  • Блок практики с заданиями разного уровня сложности.
  • Блок оценивания или самооценивания.
  • Блок рефлексии.
  • Завершение урока.

Конечно, не каждая пара учителей-учеников выдержала план, но блоки начала, теории, практики и оцениваемого задания были у всех. Однако это совсем не означало, что каждый урок проходил полезно, ведь в план всегда вмешивается реальность.

Сложности, к которым не все ребята были готовы:

  1. Поддержание дисциплины - без действенного механизма поддержания порядка в классе бывало тяжеловато настроить тишину.
  2. Работа с техникой - оказалось, что работа с облачными презентациями еще не оценена восьмиклассниками по достоинству, а файлы с флешки не всегда открываются корректно.
  3. Почерк и наглядность. Вместо объяснения каждого этапа решения иногда воспроизводились целые решения без пояснений. А порой в презентациях учителей-учеников были досадные ошибки, которые замечали остальные ребята.

В конце был предусмотрен цикл обратной связи от учителей ученикам, от учеников к учителям и от взрослого к ученикам. Опыт проведения уроков всегда волнующий, поэтому в начале важно было поблагодарить ребят, снять эмоциональный фон, поговорив о чувствах, а уже после дать конструктивную и развивающую обратную связь по уроку.

-5

Хорошо, с деятельностью учителей-учеников разобрались. А что делали все остальные? Вот здесь и появляются элементы перевернутого класса.

В домашнем задании учитель прописывал, какая тема будет завтра, какой материал необходимо прочитать, какой ролик можно посмотреть, а также выдавал учебные задания на платформе МЭШ (цдз)или собирал задания самостоятельно с помощью Google Forms. Поэтому если вы хотите проверить свои навыки решения неравенств, но у вас нет аккаунта школьника, чтобы выполнить ЦДЗ, то попробуйте пройти тесты от Василия Александровича здесь или здесь

Итак, тема Неравенства изучалась сразу с двух сторон: одну тему пара учеников готовила для учительской роли, остальные - самостоятельно, чтобы не потеряться на уроке, даже если не у всех ведущих уроков получалось делать это хорошо.

В конце изучения темы была проведена диагностика, которая не выявил дефицита в базовых навыках у большинства учеников. А значит можно двигаться дальше и проходить темы профильного уровня, но уже в привычном формате.

Какие выводы можно сделать и какие итоги можно подвести?

  1. Взаимное обучение - сложный формат, реализовывать который нужно медленно и осторожно, постоянно наращивая как уровень свободы учеников, так и уровень их ответственности.
  2. Математика редко дает ученикам возможность выступать публично, но навык работы с аудиторией важен практически в любой профессии, а такой формат уроков позволяет ребятам получить опыт публичных математических выступлений.
  3. Уровень осознанности по обе стороны доски должен быть достаточным, а уровень эмпатии - высоким. И цикл обратной связи в конце урока позволяет показывать всем участникам процесса свои чувства и эмоции, что воспитывает умение сопереживать.
  4. Проведение диагностики по итогам и закрытие дефицитов - важная часть работы учителя. Стоит ли тогда использовать метод на важных и сложных темах? Кажется, что нет.

А как самим ученикам?

Посмотрим на опрос, в котором можно было выбрать несколько вариантов:

-6

Первый опыт часто сопряжен с волнением, и видно, что чужие уроки нравились больше своих.

Разные люди, разная подготовка, разный опыт, однако позитивные эффекты значительно превалируют над негативными.

А половина проголосовавших даже хочет подготовиться лучше и провести урок для четвероклассников.

И такая возможность ученикам представится на каникулах. Ну что, четвероклассники, вы все еще считаете в столбик? Тогда мы идем к вам!

Автор статьи: учитель проекта “Математическая вертикаль” Федоров Василий Александрович

#ШКОЛА950 #ДОНМ #Предпрофкласс