Андрей Павлович Сигитов - Герой военно-патриотической работы Волжской флотилии
Массовый героизм нашего народа в годы Великой Отечественной войны в значительной мере объяснялся системой политического воспитания и руководства, функционировавшей во всех частях общества. Огромную роль в поддержании морального духа советских людей сыграла эта работа и на фронте, и в тылу.
Андрей Павлович Сигитов (родился в 1905 году, с 1926 года – член ВКП(б)) работал инструктором по партийной пропаганде Нижневолжского пароходства, откуда прибыл в Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова, а после его окончания был распределен с повышением, но в той же сфере – в народный комиссариат водного транспорта. С речным флотом оказалась связана и боевая служба Андрея Сигитова в годы Великой Отечественной войны.
Вторая мировая – это война массовых многомиллионных армий, а потому важна инфраструктура, которая обеспечивает слаженность работы всего военного организма. Для того, чтобы миллионы солдат сражались на передовой, требуются еще десятки миллионов, которые будут их обеспечивать всем необходимым. Речь не просто про тыл, а всю экономику в целом, экономику, в случае Советского Союза разбросанную на 1/6 части суши. Огромная территория – это одновременно и возможности, и колоссальные проблемы, решаемые за счет инфраструктурного развития. Преодолевать пространства в наших условиях того времени можно было двумя путями – за счет железных дорог и речной системы. О железных дорогах говорят чаще, особенно в контексте обороны Москвы. Сверхцентрализация привела к тому, что столица превратилась в ключевой в стране железнодорожный узел, место сортировки и промышленного производства. Захват Москвы грозил развалом всей железнодорожной системы и промышленности страны. Оставить столицу врагу было нельзя.
Реже говорят о речной системе, хотя на протяжении всей истории России она играла чуть ли не ключевую роль как в становлении государства, так и в организации социально-экономической – и порою политической – жизни. В годы войны с учетом территориального развития промышленности значимая роль отводилась Волжскому речному пути, который в 1942 году превратился в одну из ключевых магистралей советской военной экономики. Естественно, движущиеся по рекам флотилии обеспечивали не только экономику – с их помощью можно было осуществлять военные перевозки, а сами корабли ограниченно использовать и для поддержки войск и при обороне, и при наступлении. Почти вся нефть в СССР добывалась в районе Баку и транспортировалась через Каспийское море и алее по Волге. Прервать эту аорту советской экономики и хотел враг.
Из этого становится понятным, почему в 1942 году немцы рвались к Сталинграду, и почему Волжской военной флотилии, образованной в октябре 1941 года, оказалась отведена далеко не второстепенная роль. Андрей Павлович Сигитов служил пропагандистом в политотделе 1-й бригады траления, которая еще до начала боев за сам город занималась уничтожением установленных немцами на Нижней Волге мин, сброшенных с самолетов и призванных затруднить перевозки. Так, за навигацию 1942 года они установили более 300 мин, большая часть из которых была обезврежена. Другая задача в условиях осенних и зимних боев за Сталинград – обеспечить перевозки личного состава, вооружения и питания для 62-й и 64-й армий, оборонявших город. Обратно же эвакуировались раненные и беженцы. Эти стратегические для всей обороны Сталинграда перевозки шли под постоянным обстрелом противника, обстрелом не хаотичным, а как раз нацеленным на то, чтобы остановить сообщение между фронтом и тылом. Напомним, что немцы вышли к Волге уже 23 августа 1942 года, а потому в течение полугода (то есть до окончания Сталинградской битвы) обстреливали суда прямой наводкой артиллерии и танков.
Всё это задает контекст той работы с личным составом, которую проводил Андрей Сигитов и за которую он награждён орденом Красной Звезды: «В боях под Сталинградом проводил большую политико-воспитательную работу среди личного состава бригады, в результате чего корабли бригады заграждения и траления под огнем противника переправили в распоряжение 62-й армии и частей полковника Горохова более 50 тысяч бойцов и командиров с полным вооружением. В 1943 г. в результате правильной и энергичной работы Сигитова в деле воспитания личного состава корабли 1-й бригады траления уничтожили 101 мину противника, обеспечили бесперебойное и безаварийное движение нефтекараванов по реке Волге».
Уже в дальнейшем речной флот принимал участие не только в обороне, но и в наступлении. Так, осенью 1943 года, с освобождением Киева, стала формироваться Днепровская речная флотилия. Ее костяком стали те части и подразделения, которые воевали на Волге. К началу следующего года была сформирована 1-я бригада, в которой и оказался Андрей Сигитов на все той же должности пропагандиста политотдела. Боевое крещение формально нового соединения состоялось летом 1944 года. В июне началось наступление советских войск в Белоруссии – операция «Багратион», которая окончательно похоронила надежды немцев на организацию устойчивой обороны против Красной Армии. Уже в конце июня части 1-го Белорусского фронта вышли к Бобруйску. Для оказания им содействия по Березине была направлена 1-я бригада. Она атаковала отступающие немецкие части, уничтожала огневые позиции, а также обеспечивала эвакуацию наших раненных. За свои подвиги бригада получила наименование «Бобруйской». Андрей Сигитов был за эти бои награжден орденом Отечественной войны II степени. Как указывалось, он «аккуратно выполнял все задания командования по эвакуации раненных, при этом проявил исключительную активность».
Нужно особо отметить, что и первая, и отчасти вторая награды фактически были получены Сигитовым «по совокупности» работы в тяжелых боевых условиях. В первом случае кому-то может показаться странной связка между агитацией и боевыми успехами. Да, формулировка из наградных документов слишком прямолинейна и упускает важные звенья. Политические органы в войсках появились не «просто так», не просто и-за желания все контролировать. Это один из ответов на объективный кризис еще Первой мировой войны: когда у вас есть многомиллионная армия, состоящая из призывников, то людям надо постоянно объяснять, почему и за что они воюют. Иначе дисциплина может упасть со всеми вытекающими негативными последствиями. Появление политических органов еще в 1917 году как раз и было способом найти ответ на эту задачу, и спустя тридцать лет Красная Армия уже имела разветвленную систему политической работы с личным составом. Частью этой системы был и Сигитов. Любая масштабная победа – это результат коллективной работы. И далеко не всегда можно четко выделить роль каждого, особенно тех, кто редко брал личное оружие в руки. Но это не отменяет ни их вклада, ни «тихого героизма» в виде выполнения поставленных задач.
Андрей Павлович Сигитов - один из тех, кто спокойно и профессионально, изо дня в день, долгие военные годы цементировал коллектив своей части, создавал из личного состава единый механизм, выполнявший и выполнивший задачи выдающейся важности. Наш Университет помнит и гордится своим выпускником!