Лев Яковлевич Рохлин – советский и российский военачальник, которому довелось повоевать в разных регионах. И, в целом, его биографию можно считать героической. Кстати, Рохлина представляли к званию Героя Российской Федерации, но генерал отказался от награды. Это отдельная история. Стоит о ней рассказать в отдельной статье.
Были у Льва Яковлевича в биографии и провалы. Хотя бы вспомнить 1983-й год, Афганистан.
Впрочем, этот «провал» - неоднозначный. Возможно, подполковник Рохлин тогда поступил абсолютно верно. Нарушил приказ, попал в опалу, но добился более ценного результата.
Авторитет
Лев Яковлевич Рохлин попал в Афганистан в 1982 году. Он служил там в должности командира 860-го отдельного мотострелкового полка. Военачальник с первых дней участия в боевых действиях зарекомендовал себя как грамотный командир, отец солдатам.
Рохлин, действительно, беспокоился о целостности личного состава, поэтому старался все операции хорошенечко продумывать.
Например, если была такая возможность, то Лев Яковлевич заводил своих бойцов в тыл или во фланг к противнику – чтобы застать моджахедов врасплох. Иногда приходилось проделывать изнурительные марш-броски по сложной местности. Но это того стоило. Солдаты Рохлина часто побеждали. А подполковник испытывал чувство удовлетворения от того, что удалось максимально сохранить жизни бойцов.
Конечно же, солдаты понимали, что Лев Яковлевич их бережет. Поэтому бойцы относились к Рохлину с большой любовью. Об этом, в частности, написано у Глеба Боброва в «Эпохе мертворожденных».
Второе, что важно: Лев Яковлевич всегда возглавлял своих солдат. Он мог бы в какие-то моменты оставаться в штабе, перекладывать ответственность на своих заместителей. Это бы не осуждалось. Но Рохлин так не мог. Он, как киношный Чапаев, считал, что командир должен возглавлять атаки своих бойцов. И за это Льва Яковлевича тоже очень сильно ценили.
И, в целом, подполковник умело распоряжался силами и средствами, которые ему выделили.
Кстати, 860-й полк базировался в населенном пункте Файзабад горной провинции Бадахшан. Поэтому сил и средств было не так много. Дело в том, что снабжение не всегда приходило исправно. Моджахеды устраивали засады на машины с провизией, топливом и прочим. Далеко не всё из отправленного доходило до Рохлина и его солдат.
Зачистка
28 июня 1983 года Рохлину поступил приказ о проведении зачистки. Ситуация была следующая:
на террористов советские войска сбросили авиационные бомбы, но, так как местность была горной, командование предполагало, что многие моджахеды могли уцелеть, укрывшись в скалах. Это было, кстати говоря, верное предположение.
Рохлину и его полку нужно было провести зачистку: устранить всех уцелевших моджахедов.
Мотострелковый полк – это более 2000 человек. Огромное количество людей. Но с 860-м были проблемы. Дело в том, что его, по сути, раздробили. Часть бойцов занималась охраной. Например, аэродрома. Другая – выполняла еще какие-то задачи.
Короче, у Рохлина было всего около 150 человек.
Подполковник понимал, что зачистка будет сложной. Но приказ есть приказ. Бойцы колонной выдвинулись в горы.
А, если помните, я выше указывала, что снабжение было очень плохим. В БМП было мало топлива.
В итоге Рохлин со своими парнями попали в засаду. Боевые машины пехоты не могли двигаться дальше, а моджахеды наступали. Ситуация была критической.
Конечно, тогда подполковник проклинал своё командование. Он и позже сказал прибывшему маршалу Соколову: «Как приказали, так и получилось», - на вопрос: «Как это получилось?».
Но делать было нечего. Пришлось отстреливаться, удерживая позиции.
Рохлин, оценив ситуацию, приказал поджечь технику – 8 БМП, и отступать.
В итоге около 10-12 солдат были безвозвратно потеряны, еще около 60 получили ранения. Можно говорить, что Рохлин справился с заданием по спасению личного состава. Без пафоса: вывел своих ребят из-под огня.
Но начальство, конечно, этого не оценило. Были заданы вопросы такие, как в одной песне: «Почему ты вместе с танком не сгорел?».
Рохлина наказали, понизили в должности. Но, очевидно, человек всё сделал правильно. Да, не по букве закона, не по уставу, не выполнил приказ, зато он спас много человеческих жизней. Ясно же, что боевики не выпустили бы наших бойцов из ущелья.