Самые интересные модели часов, показанные на выставке Watches & Wonders 2023. На что ориентироваться коллекционерам и просто поклонникам турбийонов, репетиров и Haute Horlogerie
В Женеве завершился часовой салон Watches & Wonders, в 2020 ставший фактическим преемником знаменитых SIHH и Baselworld. На этот раз он собрал рекордное число посетителей, 43 тысячи человек, что вдвое превышает показатели прошлого года, который впервые прошел оффлайн под новым названием. Однако визуально смотр не отличался от прошлогоднего: те же независимые гранды (Rolex, Chopard, Chanel, Hermes), принадлежащие LVMH Hublot, Zenith и TAG Heuer, а также Cartier, Van Cleef & Arpels, Piaget, входящие в Richemont Group, занимали два больших крыла пространства Palexpo, в то время как между ними помещались общие зоны с корнерами небольших брендов. И хотя на этот раз часовые марки представили меньше откровенных новинок и больше модификаций уже увиденных ранее моделей, мы составили для вас список главных открытий важнейшей индустриальной выставки.
Для выставки этого года Cartier приготовили внушительное количество новинок – более 60 предметов было создано в преддверии Watches & Wonders. По большей части французский ювелирный Дом показал новые вариации дизайна своих классических моделей. Бренд обратился к эпохе ар-деко с геометричными узорами циферблатов Tank, а также представил скелетонизированную версию этой культовой модели, которую планирует выпустить ограниченным тиражом в 50 экземпляров для часов с корпусом из желтого золота и из платины, и 20 экземпляров – для версии, инкрустированной бриллиантовым паве. Другим свидетельством исторического взгляда на дизайн Cartier можно назвать новинки Tank Americaine, повторяющие в точности форму самых первых часов серии и скрывающие под своим небольшим вытянутым корпусом механизм 1899 MC. И новые скелетоны Santos-Dumont с очаровательным микроротором в виде самолета, — воплощении того самого, на котором когда-то летал Альберто Сантос-Дюмон. Однако главное событие для бренда в этом году – перевыпуск модели 1912 года Baignoire. И хотя Cartier впервые показали новинку еще в рамках Недели высокой моды в Париже, на женевском салоне мы увидели 11 различных интерпретаций этих тонких и лаконичных часов. Среди них есть и классические версии из желтого или розового золота, и усыпанные бриллиантами. В бренде шутят, что их овальный корпус с обтекаемой формой браслета отлично подходят к браслетам Juste un Clou, знаменитым «гвоздям» Cartier, однако без преувеличения можно сказать, что это сочетание в действительности практически идеальное.
Швейцарская мануфактура Hublot представила несколько новинок, среди которых были модели, способные впечатлить коллекционеров и поклонников часов со сложными механизмами. Например, новые MP-13 Tourbillon Bi-Axis Retrograde, оснащенные двухосным турбийоном, вращающимся вокруг своей оси. За его движением особенно удобно (и увлекательно) следить через специальную форму сапфирового стекла, которая обнажает детали механизма в двух плоскостях. Кроме того, в этой модели серии MP была добавлена двойная ретроградная индикация, что позволяет еще проще определять время. Другой примечательной новинкой этого года для Hublot стали культовые Big Bang в карбоновом корпусе. Буквально невесомые часы (всего 68 гр.), выпуск которых ограничен 50 экземплярами, усложнены турбийоном и микроротором мануфактурного механизма HUB6035, просматриваемыми сквозь скелетонизированную оболочку. Создатели уверяют, что несмотря на свою легковесность, эти часы очень практичны при ежедневном использовании – от ударов и царапин их защищает специальный композиционный материал Texalium. Однако на них тема карбона для мануфактуры не заканчивается. Патроны множества спортивных мероприятий, Hublot стремятся посвящать некоторые из своих моделей некоторым видам этого досуга. В этот раз такими часами стали Big Bang Unico Golf Sky Blue Carbon, продолжающие сотрудничество со звездой гольфа Дастином Джонсоном. Под их нежно-голубым карбоновым корпусом скрывается механизм UNICO со специальным модулем, помогающим вести счет на 18 лунок.
Самым популярным событием Watches & Wonders 2023, пожалуй, стало посещение выставки Джулией Робертс. Актриса, до недавнего времени представлявшая линейку часов и украшений Chopard Happy Diamonds, в этом году была объявлена глобальным амбассадором компании. Вместе с президентами Chopard Каролиной и Фридрихом Шойфеле Робертс объявила, что к концу 2023 года для изготовления всех стальных часов Chopard будет использована переработанная Lucent Steel, что позволит снизить углеродный след от их производства. Первыми моделями, созданными на 80% из Lucent Steel стали L.U.C и Alpine Eagle – главные мужские часы компании. В этом году первые представлены перевыпущенными классическими L.U.C 1860 с гильошированным циферблатом цвета лосося, под которым скрывается тонкий механизм L.U.C. 96.40-L (3.3 мм) с запасом хода 65 часов. Особенную гордость компания испытывает за их сертификацию сразу двумя престижными комиссиями: COSC и Poinçon de Genève. Вторые же, Alpine Eagle 41 XPS, оснащены аналогичным калибром, что позволило их сделать одними из самых тонких в линейке – всего 8 мм. Отдельного внимания заслуживают новые хронографы Chopard Mille Miglia Classic Chronograph, вдохновленные знаменитой гонкой, проходившей с 1927 по 1957 в Италии. Их корпус уменьшен с 42 до 40.5 мм, что возвращает модель к габаритам самых первых часов серии. Кроме того, он сделан более винтажным, а в его палитру добавлены новые оттенки циферблата.
Тему винтажа, а, вернее, ар-деко ожидаемо поддержали Jaeger-LeCoultre со своими новыми Reverso One Precious Colors. Их переворачивающийся корпус украшен бриллиантами и геометричными элементами, выполненными в технике горячей эмали. Пока швейцарский бренд показал лишь два цвета, синий и зеленый, но в будущем его специалисты обещают добавить больше разнообразия. В пространстве Jaeger-LeCoultre, кстати, было представлено и аргентинское семейное кожевенное ателье Casa Fagliano. Его основная специализация – обувь и седла для игры в поло, но они также сотрудничают с маркой для создания часовых ремешков из кожи и плотного льна, похожего на холст. Рабочий процесс мастера ателье привлекал посетителей настолько, что некоторые из них заказывали сразу несколько редких ремешков для себя.
В этом году вообще многие бренды обращались то к архивам, то к классическим формам. Например, Rolex, представившие Perpetual 1908, название которых отсылает к году, когда основатель марки Ганс Вильсдорф впервые украсил свои часы логотипом «Rolex». Оснащенная новым калибром 7140, модель с 39-миллиметровым лаконичным золотым корпусом и кожаным ремешком воплощает собой элегантную простоту. А Vacheron Constantin сосредоточили силы на обновлении традиционных женских Overseas, инкрустированных бриллиантами по безелю, а также Patrimony, отличающихся наибольшей сдержанностью дизайна.
Своеобразной преемственностью могут похвастаться и Zenith, ежегодно обновляющие свою самую давнюю линейку Pilot. Однако новейшая коллекция xfcjd была словно разобрана и придумана заново мастерами швейцарской мануфактуры. Например, в ней больше нет места винтажному дизайну. Отлично отражают это Zenith Pilot Automatic, 40-миллиметровый корпус которых исполнен как в керамике, так и в нержавеющей стали. Поверхность корпуса первой версии сатинированная с полированными фасками, в то время как на керамическом корпусе удалось достигнуть идеального матового эффекта благодаря специальной микроструйной обработке. Примечателен и их циферблат из опалина, синтетического материала из смеси стекла с кварцем, напоминающий фюзеляж самолета. А заводная головка часов, довершающая визуальные изменения корпуса, в этом году получила новую угловатую форму и слегка меньшие размеры. Помимо «пилотов» бренд показал скелетонизированные Defy Skyline Ceramic, оснащенные механизмом El Primero 3620, а также Defy Revival Shadow, осовремененную модель 1969 года, получившую 14-гранный безель из титана.
Важной для брендов оказалась и тема спорта. Помимо уже упомянутых часов для гольфа Hublot, за нее отвечали TAG Heuer с новыми хронографами из серии Carrera, оснащенными мануфактурным механизмом TH20-09, усложненным турбийоном и первыми биколорными Aquaracer, а также Hermès с более спокойным обновлением хронографов H08, дополненных разноцветными каучуковыми ремешками – хаки, синим, желтым и оранжевым. Эти цвета буквально подчиняют себе весь дизайн, откликаясь и узором безеля, и люминесцентными метками времени, и стрелками в тон.
В противовес спортивному бунтарству некоторые бренды отчитались о своих достижениях в области синтеза Haute Joaillerie и Haute Horlogerie. Это Piaget с серией High Jewellery Cuff и высокоювелирными Aura, инкрустированными бриллиантами и сапфирами, общая гамма которых напоминает технику деграде. А еще это Van Cleef & Arpels, чьи секретные часы Montre Mini Ludo Saphirs привлекали особенное внимание посетителей выставки, — нет сомнений, что аналогичная реакция будет и у покупателей. Кроме того, мастерским исполнением выделяются и автоматоны бренда – большие механические часовые конструкции, произведения ювелирного искусства и часового мастерства. Planetarium с ювелирной интерпретацией солнечной системы и Eveil du Cyclamen, чей райский сад с удивительной в своем точном исполнении механической бабочкой заставляли несколько раз в течение многодневной выставки подходить и любоваться своей работой.
И, наконец, часовое подразделение Chanel, будто последовавшее тренду прошлогодней выставки на космос и представившее серию Interstellar, в которую вошли разные культовые модели французского Дома. Это и Premier с бриллиантовыми шармами в виде звезд, и J12 с ночным небом на циферблате (и новым механизмом внутри, калибром 12.2) и их «пара» J12 Mademoiselle с миниатюрной Коко Шанель, руками-стрелками указывающей время.
Также свою интерпретацию ювелирного исполнения представили Bulgari, официально не участвующие в выставке, но проводящие презентации в Женеве параллельно со смотром. Среди них обновленные Allegra, с по-настоящему итальянским пестрым разнообразием камней и огранок, венчающим корпус, и знаменитые Serpenti Tubogas, для которых в этом году была создана специальная технология крепления золотых модулей на эластичную проволоку, которая позволила впервые в истории линейки украсить бриллиантами сам «змеиный» браслет.