В 1909 году по личному распоряжению великого князя Владимира Александровича, который в то время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, картина Михаила Васильевича Нестерова «Святая Русь», была отправлена на международную художественную выставку в Мюнхен, где ей была присуждена золотая медаль.
Это полотно Нестеров считал одним из главных в его жизни.
Михаил Нестеров писал «Святую Русь» шесть лет.
Но если определить время написания картины более точно, то написана она была за два года, в период с 1901 по 1903 года, далее художник дополнял, вносил какие-либо изменения в художественное полотно.
Первоначально на картине была не зима.
Был вариант с весной, осенью…
Но остановился на зимнем пейзаже.
Картина поражает своим масштабом, она более двух метров в высоту и трех в ширину.
Задумка сюжета картины возникла еще в 1901 году, когда художник решил отойти от росписей церквей и вернуться к станковой живописи.
Для поиска типажей для своего полотна Нестеров уезжал в Соловецкий монастырь на Белом море: ему хотелось подробней рассмотреть старинный уклад жизни монахов среди суровой природы.
На картине мы видим много персонажей.
Но главное это молитвенное предстояние людей перед Христом.
Среди них странники, паломники, женщины, дети…
Они шли к одной из обителей Соловецкого монастыря и навстречу им выходит Иисус, а за его спиной стоят самые почитаемые на Руси святые.
В монашеском капюшоне за спиной Христа мы видим преподобного Сергия Радонежского, святого Николая Чудотворца, Святого Георгия Победоносца.
Сам Христос как бы не смотрит на стоящих рядом с ним людей, его глаза устремлены на группу людей, расположенных у края картины.
И эти люди очень важны для художника.
Потому, что образ пожилой женщины в монашеском капюшоне он писал со своей матери.
Пожилая женщина в разноцветном платке — это родная сестра Нестерова.
Юная девушка, стоящая между ними, не имеет каких-либо портретных черт, это абстрактный образ, который ассоциировался у художника с его дочерью Ольгой Нестеровой, которой в то время было четырнадцать лет.
Картина является благодарственным молебном господу за исцеление дочери художника от тяжелой болезни.
Фоном картины служит зимний пейзаж русского севера.
Художник хотел создать нечто наподобие Ивановского «Явления Христа народу» – одной из любимейших его картин.
Картину же Нестерова можно назвать «Явление Христа русскому народу».
Картина Нестерова «Святая Русь» - это его философское осмысление России.
Художник изобразил, как русский народ сам движется к идеалу – ко Христу.
За свою долгую жизнь Нестеров написал много картин, этюдов, зарисовок.
Но даже если представить, что за всю жизнь художник написал только это полотно, он все равно в истории русской живописи остался бы великим художником.