Найти тему

С днем рождения, лестница!

Когда 8 апреля 1766 года американец Даниэль Масерис запатентовал первое в мире изделие под названием «пожарная лестница» он едва ли мог себе представить, что родил на свет божий один из самых востребованных элементов пожарно-технического вооружения на целые столетия вперед. Причем, изобретение пожарной лестницы не только облегчило работу пожарных, но и помогло спасти много жизней.

Год назад я рассказывал читателям Журнала о своих встречах с известными мировыми производителями современных пожарных лестниц и подъемников фирмы «Магирус» в немецком городе Ульм.

Производство буквально поразило меня своей высокой технологичностью и строгостью. Казалось, что находимся мы на сборке космических кораблей: чуть ли не за каждую операцию, будь то сварка или стыковка того или иного элемента конструкции, рабочий расписывался в специальной книге. Только такой подход гарантировал качество продукции, а вслед за ней – абсолютную надежность подъемника, позволяющего поднять люльку-кабину на высоту 50-60 метров.

Сегодня хочу привлечь ваше внимание к двум подъемным устройствам, которые истоками своими уходят к той самой пожарной лестнице, запатентованной почти 270 лет назад.

Самая высокая пожарная лестница в России работает в Москве. Это подъемник производства финской фирмы Bronto. Его высота 101 метр и дотянуться он может до 33 этажа. В мире таких подъемников чуть более ста. Его грузоподъемность 400 килограммов. Базируется подъемник в Левобережном районе на Смольной улице, 50 в отряде специальной пожарной техники № 208.

Журнал «За рулем» так описывал появление в столице уникальной техники:

«Московские пожарные получили самый большой в России коленчато-телескопический подъемник «Бронто-Скайлифт F 101 HLA» (Bronto Skylift), способный брать высоту 101 метр. Уникальный автомобиль стоимостью 1,8 млн. евро изготовлен в Финляндии и предназначен, в первую очередь, для обслуживания высотного комплекса «Москва-Сити». На люльке грузоподъемностью 400 кг установлен лафетный ствол, способный подавать 3800 л воды в минуту, и 110-метровый мягкий рукав для эвакуации пострадавших. Спасательные операции можно проводить, даже если вплотную к зданию подъехать невозможно, а также в котловане – максимальный вылет стрелы составляет 27 м в сторону и 7 м вниз.
Кран установлен на шестиосном шасси «Мерседес-Бенц Актрос 6258» с колесной формулой 12х4, двигателем 578 л.с. и автоматической коробкой передач».
-3

Краткая характеристика F101HLA:
количество секций стрелы - 10 шт.,
максимальная рабочая высота - 101,0 м.,
максимальный вылет - 28,0 м.,
грузоподъемность люльки - 400 кг.,
подача лафетного ствола - 63 л/с (3800 л/мин).,
ширина Н-образного опорного контура - 8,0 м.,
габаритные размеры: 17100х2500х4000 мм,
полная масса - 62,000 т.

Наша справка
Bronto Skylift – финская автокомпания, выпускающая подъемные платформы, которые используются в пожаротушении и индустриальной сфере. Она была основана в 1965 году, а в 1967-м с конвейера сошел первый трехсекционный коленчатый подъемник для пожарной службы в шведском городе Таби. Уже через 3 года машины стали продаваться за пределами Европы.
С 1977 года с Бронто Скайлифт активно сотрудничал СССР. Наиболее известным автомобилем этой марки стал Bronto-330, который позволял проводить работы на высоте 12-этажного дома. Самой прогрессивной в те годы (1980) была модель Бронто-750, телескопическая система которой выдвигалась на 50 метров. Для СССР эту машину делали на базе МАЗ-7310.
Переломным для компании стал 1985 год, когда был выпущен первый автопеноподъемник на 50 метров, получивший код F35WFT. Немного позже пожарная служба г. Савонлинна получила подъемник со спасательной лестницей. Тогда же был разработан автомобиль, способный выполнять боевые задачи на высоте 50 метров в условиях ликвидации пожаров на предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса.
С 1989 года начинается покорение высоты. С конвейера сходит автомобиль с 72-метровой спасательной лестницей. В 1993 в серию запустили автоподъемники MDT на 17, 22 и 32 метра. Первый же автомобиль линейки HLA создали в 1994 году, его телескопическая система выдвигалась на 72 метра.
Новый рекорд компании удалось установить в 2000 году, когда на базе Mercedes-Benz Actros разработали автоподъемник на 88 метров. Благодаря высоким техническим качествам и надежности техника активно стала использоваться в NASA для обслуживания шаттлов.
В Бронто продолжают разработку новых автомобилей, экспериментируя с функционалом. Техника используется не только на пожарах, но и в городском хозяйстве. В апреле 20002 года был выпущен изолированный автоподъемник Bronto Skylift SI178HDT с высотой подъема 54 метра. Он позволял проводить работы на ЛЭП без предварительного снятия напряжения.

Автоподъемники Bronto Skylift незаменимы в нестандартных условиях, предполагающих работу на значительной высоте. Разработанные на базе шасси Mercedes-Benz, по габаритам они не отличаются от обычных грузовиков, что позволяет таким машинам работать в плотной городской застройке. Самые распространенные модели – Bronto Skylift F-112 HLA и Bronto Skylift F-90 HLA.

-4

А вот еще одна лестница - чудесница. На сей раз российского производства. И, если финская помощница пожарных характеризовалась как самая высокая, российский мобильный трап относится, скорее всего, к самым необычным лестницам.

Итак: мобильный трап ТМ-12.

-5

Создание такой машины было продиктовано самой жизнью. При тушении пожаров в больницах, домах престарелых, интернатах возникают осложнения, связанные с эвакуацией людей имеющих ограниченные возможности по движению. Как правило, этажность таких зданий не превышает двух-трех этажей.

Читать далее статью в разделе "Журнал" на портале "пожарно-техническая выставка"