➡️ В 1969 году Элизабет Кюблер - Росс в своей книге "О смерти и умирании" описала 5 стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Через эти стадии проходят не только люди, потерявшие близких, но и люди, столкнувшиеся с неизбежным, в том числе и родители детей с ОВЗ. 🚫 Отрицание К этой стадии относятся родители, которые узнали, что у их ребёнка нарушение. Родители не верят, что такое может быть, они не замечают особенностей в развитии их ребёнка, они пытаются доказать всем окружающим, что у них все хорошо с ребёнком и они совершают ошибку: отказываются от помощи специалистов. Они задают завышенные требования к ребёнку, водят его на всевозможные развивающие занятия, не подходящие ребёнку по уровню развития, а отрицательные результаты ребёнка на занятиях объясняют его физическим состоянием: "Он все знает, просто устал", или условиями воспитания: "Это его мать разбаловала". Ещё можно услышать такую фразу: "Будьте настойчивее с ним на занятии, он может больше, просто ленится! " Они ходят по врачам, чтобы добиться нужного им статуса. ⚠️ Гнев На этой стадии родители обращаются к специалистам, но могут не придерживаться курса лечения, прописанного врачами, и намеченной коррекционно - развивающей программы. При этом обвиняя специалистов, что именно они неправильно помогают: "Дома мой ребёнок все показывает и называет! " Так же у родителей может наблюдаться гнев, по отношению к ребёнку: "Ты что, не можешь спокойно посидеть?! " (ребёнок с расстройством аутистического спектра) или: "Ну, повторяй ты уже слово! Что ты молчишь! " (ребёнок с ЗПР и нарушением речи). Может проявляться гнев по отношению к супругу / супруге: "Это ты виноват, что у нас родился такой ребёнок, это все потому что я нервничала во время беременности, ты меня доводил! " или: "Это ты виновата, это ты мне родила такого ребёнка! ". 🔁 Торг или сделка Родители уверены, что если они приложат максимум усилий в реабилитации ребёнка, то он излечится. Они пытаются договорится с ребёнком: " Ты сейчас сделай вот эту процедуру, и сразу поправишься! " Это излечение должно быть" наградой" за приложенные усилия и старательную работу. Родители пытаются договорится со Вселенной, Богом: "Я сейчас сделаю хорошее дело, а ты сделай моего ребёнка нормальным". На этой стадии родители могут обратиться за помощью к шаманам, гадалкам, бабушкам, чтобы они" излечили" ребёнка. ❌ Депрессия Всё попытки родителя не увенчались успехом: вселенная не сделала ребёнка "нормальным", шаманы и гадалки не смогли излечить его, а лечение и коррекционно - развивающие работа не помогли. Родитель впадает глубокую печаль, не хочет ни с кем видеться и говорить. Будущее выглядит мрачным. Ощущается безнадёжность. В этот момент может произойти следующее: отказ от ребёнка, развод. В некоторых семьях это кратковременное явление, после которого родители принимают диагноз ребёнка и обращаются за помощью к специалистам. 👨👩👧👦 Принятие. Родители приняли своего ребёнка таким, какой он есть. Они ищут помощи у специалистов, как для ребёнка, так и для себя. Они следуют рекомендациям врачей, консультируются с психологами, дефектологами, логопедами, участвуют в коррекционно - развивающей работе. Проходят Психолого - медико - педагогическую комиссию для определения условий обучения ребёнка, после получают помощь от специалистов в центрах, садах, школах. Родители могут спокойно поговорить о диагнозе ребёнка. Они способны что-то запрещать ребёнку и при этом не испытывать вину. У родителей есть личные интересы, не связанные с ребёнком. Они пытаются помочь своему ребёнку на столько, на сколько это возможно. ▶️В моей практике, были случаи, когда родители находились на разных стадиях принятия ребёнка с ОВЗ. Так же были случаи, когда родители принимали статус ОВЗ, но не принимали особенности ребёнка, предъявляли к нему завышенные требования. ✅Специалисту, работающем с семьёй, ребёнка с ОВЗ, важно понимать, на какой стадии находятся родители, чтобы эффективно оказать помощь ребёнку. Статью подготовила Мяснянкина О. Р., учитель - дефектолог и педагог - психолог.