Найти тему
монтаж&нарратив

О новых сюжетных структурах в российском кино

Один из моих любимых способов анализа фильма заключается в приведении его сюжета к максимально абстрактной конструкции. То есть — нужно пересказать содержание, воздерживаясь от упоминания конкретных мест действия, персонажей, их характеристик.
Сопоставив такую абстракцию с остальными компонентами фильма, можно разобраться, как и к чему режиссёр ведет зрителя. А еще такой метод дает понять, какую картину мира пишут режиссеры конкретной эпохи.

Кадры из фильма «Подельники» (2021), реж. Евгений Григорьев
Кадры из фильма «Подельники» (2021), реж. Евгений Григорьев

В последние годы в российском кино стала проявляться и повторяться новая сюжетная конструкция. Интеллигентный и рефлексирующий герой приезжает в место, где царит архаическое право сильного. Ценности протагониста неминуемо приводят его к конфликту с локальным «альфа-самцом» — и до последнего герой, в соответствии со своими убеждениями, пытается разрешить этот конфликт ненасильственным методом.
Он пытается изменить окружающих, однако, даже победив своего противника физически, терпит моральное фиаско — коллектив не внемлет принципам героя, и тому приходится принять чуждые ему правила игры.

Кадры из фильма «Император» (2022), реж. Альфия Хабибуллина
Кадры из фильма «Император» (2022), реж. Альфия Хабибуллина

Такая конструкция характерна для фильмов «Подельники» Евгения Григорьева и «Императора», яркого дебюта режиссера Альфии Хабибуллиной. Сходство двух картин становится тем более очевидно, что на главную роль в «Императоре» подобран актер, напоминающий по своей органике и внешности Юрия Борисова — протагониста «Подельников».

Повтор одной и той же структуры в разных, сделанных независимо друг от друга, фильмах можно расценивать и как симптоматику социально-культурной среды, в которой эти фильмы были сделаны.

Герои фильмов «Вор» (1997), реж. Павел Чухрай и «Возвращение» (2003), реж. Андрей Звягинцев
Герои фильмов «Вор» (1997), реж. Павел Чухрай и «Возвращение» (2003), реж. Андрей Звягинцев

Например — на рубеже 90-х и 00-х годов отечественные авторы часто рассказывали истории об обретении мальчиком отца, который оказывался деспотом. Избавившись от него после длительного конфликта, герой проваливался во внутреннюю пустоту и сам примерял на себя образ ушедшего родителя. Самые явные примеры такой структуры — «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Вор» Павла Чухрая. Эти ленты зафиксировали состояние общества, совсем недавно пережившего крах Советского союза и лишившегося указующей руки государства.

А о каком состоянии могут сигнализировать «Подельники» с «Императором», нам, видимо, только предстоит разобраться.