Передвижная атомная электростанция СССР Громадные многоосные тягачи-монстры с ядерным реактором и сопутствующим оборудованием "за плечами"… Это не отрывок из пост-апокалиптического романа, а наше прошлое. Многие достижения послевоенного Советского Союза в области мирной ядерной энергетики до сих пор не превзойдены даже передовыми странами. В 2017 году ряд СМИ сообщил о разработке российскими учеными передвижных атомных электростанций для отдаленных арктических поселков и месторождений. А к 2020 году Министерство обороны получит мобильные атомные реакторы для Арктики. Фантастика? Новые передвижные реакторы, на самом деле, – это хорошо забытое старое. Или не забытое? Передвижную АЭС "Памир-630Д", созданную в первую очередь для военных нужд, мы помним очень хорошо! Поражающий воображение "ядерный кортеж", который можно было использовать для питания размещенных вдали от цивилизации радаров противовоздушной и противоракетной обороны, – не первый советский проект передвижной АЭС.
Одной их самых уникальных разработок советских учёных стала передвижная атомная электростанция Памир-630Д, предназначенная для работы в условиях Крайнего Севера.В 1950-х годах идея транспортируемых атомно-энергетических установок, что называется, «витала в воздухе». Если ядерные реакторы можно устанавливать на атомоходах и в подводных лодках, то почему бы не перемещать их по суше? Неудивительно, что предложенная учёными идея поставить АЭС «на колёса» вдохновила министра среднего машиностроения Ефима Славского. К началу шестидесятых силами Физико-энергетического института Обнинска (ранее назывался "Лаборатории В") в опытную эксплуатацию вступил комплекс ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция) на модифицированном шасси танка Т-10. Для размещения оборудования потребовалось четыре самоходки общей массой свыше 300 тонн, каждая из которых оснащалась 750-сильным танковым дизелем. Между собой эта "ядерная гвардия" соединялась кабелями и трубопроводами. Позднее в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР (в настоящее время – Объединенный институт энергетических и ядерных исследований "Сосны") началась разработка более современной системы "Памир-630Д", значительно отличавшейся от ТЭС-3 как принципиальными решениями, так и "носителем".
Груз небывалой ответственности взвалили на плечи тягача МАЗ-7960, созданного на основе модели 537, немало потаскавшей за свою жизнь разных единиц боевой техники и ракет. Интересно, что если в Обнинске свою установку оснастили водяным реактором с воздушным радиатором, в котором в качестве охладителя используется циркулирующая вода, то белорусские ядерщики поступили смелее и оригинальнее – на роль теплоносителя и рабочего тела выбрали тетраокись азота, отличающуюся высокой теплоемкостью, теплопроводностью и плотностью при низкой вязкости. Применение тетраокиси азота позволило сделать 630-киловаттный реактор не двух- или трехконтурным, а одноконтурным и более компактным. Всеми процессами в АЭС заведовали бортовые ЭВМ. При аварийной ситуации в дело вступала пассивная система аварийного охлаждения реактора. Отряд состоял из четырех машин. Первый МАЗ вез в полуприцепе грузоподъемностью 65 тонн реактор, сопутствующее оснащение и два автономных дизель-генератора.
Во второй машине находился турбогенератор, вырабатывающий электричество. Была еще пара вспомогательных КрАЗов с системой управления и резервными дизель-генераторами. Накопленный опыт пригодился проектировщикам передвижной атомной электростанции Памир-630Д. Работы над ней велись в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР в 1976-1985 годах. В начале 1980-х годов были построены два опытных образца, представлявшие в ту пору единственные в мире «АЭС на колёсах». Внешне ПАЭС Памир-630Д представлял сбой комплекс из двух многотонных полуприцепов, прицепленных к военным седельным тягачам МАЗ-796. За прочными металлическими стенками были расположены реактор мощностью 630 кВт и турбореактивные блоки. На двух других автомобилях размещались управляющие компьютеры «Минск» и отсеки для персонала, рассчитанные на 28 человек. Машины повышенной проходимости могли доставить Памир-630Б в любую точку Крайнего Севера по тундре и болотистой местности. АЭС была готова к работе при самых низких температурах окружающей среды.
Создатели «Памира» реализовали наиболее компактную одноконтурную схему ядерной установки. В отличие от большинства других малых АЭС, генеральный конструктор Василий Нестеренко предложил в качестве теплоносителя не воду и водяной пар, а диссоциирующий газ «нитрин» на основе тетраоксида азота, который отличался повышенной теплопроводностью и теплоёмкостью. По задумке конструкторов ПАЭС могла непрерывно работать 2000 часов. В итоге один из двух «Памиров» проработал 3000 часов, правда, на меньшей мощности, чем закладывалось в проекте. Запаса ядерного топлива хватило бы ещё на несколько лет работы. К началу Перестройки советское правительство предполагало, что атомные станции малой мощности со временем обеспечат теплом и электроэнергией около 33 населённых пунктов Крайнего Севера. Однако авария на Чернобыльской АЭС привела к ликвидации утверждённых правительством программ развития малой энергетики. Стоит отметить, что Памир-630Д не представлял почти никакой опасности – разработчики заложили в установку три ступени безопасности. И, в первую очередь, для исключения человеческого фактора работа ПАЭС была предельно автоматизирована.