Найти тему

Образовательная программа: важный документ или непонятная бумажка?

Оглавление

Всем привет! Меня зовут Юлия и вот уже более двух лет я занимаюсь составлением образовательных программ: как для онлайн-школ, так и для оффлайн образовательных организаций. И, несмотря на свою кажущуюся простоту, при написании программы возникает столько вопросов - сколько нет ответов в официальных источниках. Поэтому я решила поделиться с вами, дорогие читатели, своим опытом и знаниями в этой сфере.

Начать необходимо, конечно же, с азов, а именно - разобрать, что же такое “образовательная программа” и для чего она нужна.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана… (см. Закон).

Т.е. проще говоря, образовательная программа - это паспорт образовательной деятельности, в котором отражается вся (вообще вся) информация о полученных обучающимся знаний и навыков. 

Обязательна ли образовательная программа?

Многие организации и предприниматели, когда начинают заниматься образовательной деятельностью (например, запускают онлайн-курс по психологии или программированию, либо организуют тематическую смену в лагере) совершенно забывают, что им нужен данный документ. Обычно, это происходит по следующей схеме: эксперт и продюсер создают продукт вместе с методологом (или без него), записывают видео или аудио-лекции, открывают продажи и получают доход. И все (дальше можно только на Багамы рвануть, чтобы новый курс придумать и опять продажи запустить).

А потом… приходят “уполномоченные органы государственной власти” и начинают что-то требовать, а затем и вовсе выписывают штрафы (об этом мы поговорим в другой статье). Так в итоге: нужна программа? И если да, то почему?

В соответствии со ст. 12 Закона “Об образовании” образовательные программы определяют содержание образования. Т.е. они описывают, что получает обучающийся (какое образование) в результате освоения

Получается, если мы говорим об образовании, как о едином целенаправленном процессе воспитания и обучения, то оно невозможно без составления образовательной программы, иначе, отследить тот самый процесс никто не сможет.

Какие образовательные программы бывают?

Итак, Закон “Об образовании” в той же самой двенадцатой статье говорит, что в России реализуются по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению - основные образовательные программы, а по дополнительному образованию - (интрига…) дополнительные образовательные программы.  

К основным образовательным программам относят те, которые обучающийся осваивает в детском саду и школе (основные общеобразовательные программы),те, которые осваиваются в техникумах, колледжах и ВУЗах (основные профессиональные образовательные программы), а также те, которые относят к профессиональному обучению.

К дополнительным образовательным программам относятся же кружки, секций, курсы по эзотерике и пилатесу (дополнительные общеобразовательные программы, которые также называют общеразвивающими) и программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (дополнительные профессиональные программы).

Что должна содержать образовательная программа?

Вот простой же вопрос. А сколько он таит в себе подвохов. 

Вроде бы, в понятии “образовательная программа” раскрыто абсолютно все:

  • объем (сколько времени ученик получает образование);
  • содержание (что входит в обучение);
  • планируемые результаты (что в итоге получит ученик);

учебный план;

  • календарно-тематический план (кто не знает, это совершенно разные вещи);
  • рабочие программы дисциплин и модулей;
  • оценочные материалы (т.е. как оцениваются полученные знания и при помощи каких средств (тесты, зачеты, контрольные и тд.));
  • методические материалы.

И вот теперь мы можем быстро написать образовательную программу и показать ее проверяющему органу. Но потом оказывается, что нужно написать “кадровый состав”. Или “педагогическая целесообразность”. Или перечислить все вопросы контрольной работы. 

Тогда мы задаемся закономерным вопросом: так что в итоге включается в программу? Где шаблон, образец или что-то еще? И есть ли он вообще? 

На этот вопрос я и буду отвечать на этом канале, исследуя нормативные акты, разъяснения Министерств и Департаментов, а также делаясь с вами практическим опытом.

Так что, подписывайтесь на канал, чтобы “образовываться” вместе со мной!