Найти тему
Киберпоп ТВ

Тропари второй песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 6

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 3.1; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 3.2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 4.1; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 4.2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 5

Сегодня поговорим о вавилонском столпотворении. Это было уже после потопа, когда народ опять размножился, и прежде, чем рассеяться по лицу всей земли, решил сделать себе имя. Сделать нечто такое из ряда вон выходящее, которое бы оставалось в веках, чтобы об этих людях потомки складывали легенды. Решили люди построить башню высотой до небес. Причем они стали делать ее из кирпичей. Обжигали кирпич, керамику. Стройку затеяли грандиозную, работа кипела. По меркам того времени люди реально строили башню высотой до небес. Всем казалось, что они делают нечто великое.

Что сделал Господь? Он сошел посмотреть. Мы уже сталкивались с этим библейским выражением, когда говорили о Содоме и Гоморре. И здесь употребляется то же выражение: «Сойду, посмотрю». Это очень точное указание, даже некая ирония, потому что это нам, здесь живущим, может казаться, что мы строим или делаем что-то грандиозное, которое не заметить никак не возможно. И как бы ни была велика наша затея, максимум, что скажет Господь: «Ну, сойду, погляжу, что они там затеяли». То есть для Него это все равно, что мелочь какая-то. Чтобы ее рассмотреть, Ему нужно спуститься. Иногда говорят: «Куда Господь смотрит! Вы посмотрите, какие чудовищные преступления, несправедливость!» Бездна милосердия Божия, бездна любви Божьей, бездна человеколюбия Божьего настолько огромна, что всё это беззаконие зачастую является неважным и мелким пред Богом. Господь очень многое покрывает, прощает и на многое закрывает глаза.

И в тот раз Он тоже сошел поглядеть, что они там затеяли, и чтобы их мероприятие не удалось, Он смешал их языки. Они перестали друг друга понимать, бросили свою затею, и на этом всё закончилось. То есть мероприятие закончилось ничем. Поэтому и называется оно вавилонское столпотворение. Столпотворение от слова столб по-русски (по-славянски столп).

Такое мероприятие человечество постоянно пытается организовать. На каждом этапе своего развития каждое последующее поколение мечтает создать что-нибудь этакое, выходящее за рамки обыденного, для того, чтобы создать себе имя, чтобы потомки говорили: «Какие великие люди жили в то время!». Но, как правило, всё это точно так же ничем и заканчивается. Господь и дальше без всякого потопа, без апокалипсиса на нет сводит усилия людей, и всё разрушается, ни к чему не приводит или приводит к какой-то катастрофе.

Ну, например, Титаник. Создали корабль, который вообще непотопляем, самый-самый. Вот, какие мы молодцы! И в первом же плавании он погиб. Это для того, чтобы человек задумался: кто ты, человек? Насколько ты велик? Сделал такой корабль, а он утонул! Вот так вот в жизни бывает. И в жизни каждого человека в отдельности тоже.

Теперь, давайте перейдем к тексту тропаря.

«Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя, и низвергл на землю ухищрения твоя».

«Умудрила», то есть замыслила, запланировала. Столп замыслила создать, о душа моя, и «утверждение водрузити твоими похотьми», то есть свои похоти утвердить. Здесь говорится о помышлении сердца человеческого, о том, что в нас есть какое-то такое стремление из своих собственных страстей и похотей сделать вавилонскую башню. И у тебя обязательно это получилось бы, если бы «Зиждитель не удержал советы твоя, и низвергл на землю ухищрения твоя», то есть если бы не Он, разрушающий так мягко столпотворителей без всяких потопов, апокалипсисов, просто Своей мудростью. Если бы Он не разрушал твои планы, о душа моя, то ты бы из своих похотей и своих страстей точно бы создала себе какой-нибудь вавилонский столб и утвердила бы свои собственные похоти.

В составе второй песни канона Андрея Критского мы не рассмотрели еще троичный тропарь и два богородичных тропаря. Давайте их разберем. Троичный тропарь:

«Безначальная, Несозданная Троице, Нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави мя огненнаго осуждения».

«Безначальная, Несозданная Троице» ― обращение. Иногда спрашивают: «А кто создал Господа Бога»? Или: «Когда Он начался? Когда Он появился»? Он никем не создан. Несозданная Троица, она же Безначальная Троица, не имеющая начала. Вообще понятия начало и конец ― это понятия времени. А Господь и время сотворил. Сам Он находится вне его, поэтому Он не имеет начала, Он сам является началом всего.
«Нераздельная Единице». Первое обращение было «Безначальная, Несозданная Троице», а второе «Нераздельная Единице», то есть Она же, Троица, на самом деле является и Единицей. Бог один.
«Кающася мя приими», то есть кающегося меня прими. «Согрешивша спаси» ― согрешившего спаси.
«Твое есмь создание», то есть я являюсь Твоим созданием.
«Не презри» ― не презирай.
«Но пощади и избави мя огненнаго осуждения». Здесь можно поставить предлог «от» ― от огненного осуждения, и тогда получится совсем по-русски. Но по-церковнославянски предлог «от» не читается, он не нужен здесь.

«Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно во еже спастися нам».

Обращение к Богородице: «Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая». Всепетая ― это значит воспеваемая всеми. Все ее воспевают, все восхваляют, и Она такая одна единственная.
«Моли прилежно», то есть молись прилежно ко Господу.
«Во еже спастися нам» ― чтобы спастись нам.

«Пречистая Владычице Богородительнице, Надеждо к Тебе притекающих и пристанище сущих в бури, Милостиваго и Создателя и Сына Твоего умилостиви и мне молитвами Твоими».

«Пречистая Владычице» ― звательный падеж, обращаемся к Ней. «Богородительнице, Надеждо к Тебе притекающих» ― Она здесь названа надеждой тех, кто к ней притекает, то есть прибегает к Ее помощи.
«И пристанище сущих в бури». Пристанище ― это пристань. Если море бушует, то корабли могут зайти в гавань и возле пристани переждать шторм. Так вот для тех, кто находится в буре, Ты являешься пристанищем, пристанью. Житейская буря, волны скорбей, искушений терзают тебя, но ты можешь обратиться к Божьей Матери, попросить Ее заступничества, Ее ходатайства, и по Ее молитвам Господь ниспошлет тебе какое-то успокоение.
А дальше Кого мы просим, чтобы Она умилостивила? «Милостиваго и Создателя и Сына Твоего умилостиви». Умилостиви чем? Твоими молитвами.
«И мне». Вот здесь немного непонятно, что значит «и мне»? Это значит и для меня тоже, чтобы Он и по отношению ко мне тоже был милостив. И мне тоже хочется, чтобы так Он ко мне отнесся.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.