Часть 1
Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос
Сегодня начинаем изучать вторую песнь канона Андрея Критского. Напоминаю вам, что в канонах вторая песнь встречается крайне редко. Обычно после первой сразу идет третья. Вторая песнь исполняется только во время Великого поста и то далеко не всегда. Но в каноне Андрея Критского вторая песнь присутствует в полной мере, причем она самая большая, самая значительная. Там больше всего тропарей. В основе своей она восходит ко второй песне Моисея. На первую песнь опирается первая песня канона, о ней мы уже говорили. Первую песнь Моисей воспел Богу после перехода через Чермное море. Когда эти все чудеса произошли, когда Господь невероятным образом спас народ от египтян, расступилась вода, и они прошли по суше, по дну морскому, а египтяне в этих водах погибли, народ, видя это, возликовал: спасение, Господь с нами, Господь за нас ратует!
Это ликование длилось довольно непродолжительное время, потому что ликование ликованием, но кушать и пить хочется всегда, а они оказались в пустыне. Это был Аравийский полуостров. Они пришли к какому-то источнику, из которого невозможно было пить, качество воды было плохое. С одной стороны, народ можно понять, потому что люди нуждаются и в еде, и в питье. Это нормально. Но свои потребности озвучивать можно по-разному. Народ роптал, и не просто роптал, он упрекал Моисея: «Зачем ты нас сюда привел, в эту пустынь? Нам было в Египте хорошо!»
Моисей молился Господу, и Господь указал ему некое дерево, которое он бросил в источник, и вода стала пригодной для употребления. Люди утолили жажду. Через некоторое время (они шли к Синайской горе, на которой Господь впервые явился Моисею) народ опять возроптал, потому что у них нечего было есть. И опять же говорили: «Зачем ты нас вывел из Египта, лучше бы мы там умерли, когда сидели у котлов с мясом, а здесь только пустыня и ничего больше». Опять молился Моисей Господу, и Господь ему сказал: «Будет вечером мясо, а утром будет хлеб». И действительно прилетела огромная стая перепелов, покрыла стан. Их вылавливали, приготавливали и ели. А на утро выпала некая роса как мелкая крупа. Народ недоумевал: что это такое? И Господь сказал Моисею: «Это хлеб, который Я дал народу. Пусть каждый человек выходит, собирает этот хлеб, эту крупу, но ровно столько, сколько ему необходимо для того, чтобы съесть в течение дня. То есть если семья из пяти человек ― вот на пять человек пусть и собирают. И всё, что они собрали сегодня, они сегодня же должны съесть, до утра пусть ничего не оставляют. А в пятницу пусть собирают на два дня, потому что в субботу не будет этого хлеба, суббота день покоя».
Моисей объявил народу. Люди вышли собирать, но, как водится, собрали не только на сегодня, но и на завтра и на послезавтра (Моисей, конечно, молодец, но кто его знает, на всякий случай!). Это привело к тому, что утром всё, что они насобирали лишнего, испортилось, завелись черви, и всё пришлось выкинуть. И удивительно было то, что когда собирали в пятницу на два дня, еда не портилась, и в субботу была вполне пригодной в пищу. Таким порядком вещей Господь приучал свой народ доверять Ему, воспитывал в нем надежду, что будет вам хлеб насущный, и завтра вам дам и послезавтра. А вот то, что в любой другой день, кроме пятницы, излишек портился, тоже некое указание, что это от Господа, это действительно чудо. Народ прозвал этот хлеб манной, отсюда выражение «манна небесная». Это то, чем Господь питал израильский народ в пустыне на протяжении всего времени, которое он там пребывал.
Еще через некоторое время опять народ возроптал на Моисея, что опять им нечего пить, они лишились воды. И Господь сказал Моисею: «Ударь жезлом в скалу». Моисей ударил, из скалы потек ручей, и народ утолил жажду. Это всё происходило на пути к горе Синай, на отрезке времени месяц с небольшим. И народ постоянно от воодушевления, радости, что Господь опять явил свою милость, тут же впадал в другую крайность ― в ропот, маловерие, сомнение. Они постоянно озирались: а не вернуться ли нам в Египет? Куда это мы пошли? Где эта земля обетованная? Куда нас этот Моисей ведет? И вообще, правильно ли мы сделали, что за ним пошли?
Так или иначе, подошли к горе Синай и там расположились станом. На той горе произошло то, что называется Синайским законодательством. Господь явился в громе и молниях. Гора дымилась и тряслась, ужасное было зрелище. И глас Господень слышал весь народ. Господь дал те самые десять заповедей, о которых мы все с вами, как минимум, слышали. И кроме десяти заповедей Господь дал еще много-много всяких постановлений (и гражданские, и общественные, и религиозные): как праздники устраивать, какие жертвы приносить, какие традиции соблюдать, ― всё было дано, потому что израильский народ в пустыне на тот момент был как огромная толпа беглых рабов.
Они прожили в Египте несколько столетий, едва ли осознавали себя народом, этносом, со своей культурой, историей, традицией, религией. Ничего этого не было. Народу нужно было самосознание, он должен был понять, кто он. Поэтому требовалось, чтобы Господь даровал им это. Не было у евреев возможности накапливать исторический опыт, как, например, это происходило у египтян. Всё было обговорено, все принципы были заложены. В какой-то момент народ сказал, что им тяжело всё это воспринимать. Пусть Моисей говорит с Богом, пусть он пойдет на гору и там с Господом побеседует, а потом скажет нам. А мы всё сделаем, как передаст Моисей.
Моисей взошел ко Господу на гору Синай. Там он был в течение длительного времени, беседовал с Господом. Сорок дней отсутствовал Моисей, и за это время народ решил, что с Моисеем что-то случилось. Они почувствовали себя неуверенно, обратились к Аарону, брату Моисея, и сказали: «Сделай нам золотого тельца, чтобы мы сказали, что вот, Израиль, Господь твой, который вывел тебя из земли египетской, и который бы шел перед нами». То есть попросили сделать истукана в виде золотого тельца. Это всё они взяли из египетской мифологии, потому что другого ничего не знали.
Люди обратились к Аарону с этой просьбой, но, видимо, просьба была требованием, потому что Аарон не стал им перечить, сказал, что хорошо, снимите серьги у ваших жен, дочерей и принесите мне. Видимо, надеялся, что их остановит то, что нужно снимать украшения с жен и дочерей, но это не остановило. Они действительно сняли украшения, принесли Аарону, и он им вылил золотого тельца, украсил его резьбой, водрузил его на постамент, соорудил жертвенник. Принесли жертвы, всесожжения и сказали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской» (Исх.32:4). И стали праздновать.
А в это время Господь говорит Моисею: «Спустись с горы, потому что народ развратился. Сделали себе литого тельца, стали ему поклоняться и говорить: “Вот твой бог, который вывел тебя из земли египетской”, и забыли Меня. И вообще отойди от меня, чтобы возгорелся Мой гнев на этот народ, я истреблю его, а из тебя произведу новый народ, потому что этот народ жестоковыйный». Но Моисей пал пред Богом и стал просить: «Господи, не гневайся, не уничтожай этот народ. Вспомни, что Ты вывел его из Египта великими чудесами и рукой крепкой. Явил такие знамения. Неужели другие народы скажут, что Ты вывел этот народ на погибель? У Тебя хватило сил, чтобы вывести этот народ, но не хватило сил, чтобы довести его до земли обетованной? Да не будет этого! Вспомни Авраама, Исаака, Иакова, которым Ты собой клялся, что произведешь из них народ, и этот народ наследует землю, точащую молоко и мёд. Как же Ты сейчас отступишь от этого?» В общем, он умолял, упрашивал Бога, чтобы Господь не отступал от людей и не гневался на них, а простил. И Господь сказал: «Хорошо, иди».
Моисей спустился с горы, неся с собой две каменные скрижали, на которых сам Господь начертал заповеди. А дальше произошло довольно интересное событие. Дело в том, что Моисей, сойдя с горы, увидел праздник, который устроили люди. Первое что он сделал, это разбил скрижали, просто разрушил, разбил их вдребезги, а потом взял тельца, сжег, растер в пыль, порошок бросил в воду и заставил народ эту воду пить. Это жестко по отношению якобы к богу (к тельцу, которого провозгласили богом), это прямое оскорбление. Если это действительно бог, то я сейчас с этим богом сделаю всё, что могу. Как могу его унижу, и посмотрим, что он сделает против меня. Это посыл Моисея. И он не только это сделал (стер его в порошок и бросил в воду), но еще и заставил людей эту воду выпить. А потом отошел и призвал к себе тех, кто Господни, кто не участвовал в этом безобразии. К нему подошло колено Левино.
Дело в том, что израильский народ разделялся на колена, то есть двенадцать колен израилевых назывались по имени родоначальника колена. Был Левий, его потомки составляли колено Левино. Они подошли к Моисею и Моисей сказал: «Возьмите каждый меч и идите по стану в одну сторону и в обратную сторону, и всех, до кого дотянетесь, всех убивайте, не щадя никого». Прошло колено Левино по стану туда и обратно, около трех тысяч человек в этот день погибло. Это была страшная, жуткая резня.
Можно осуждать Моисея за этот поступок. С нашей точки зрения, из нашего двадцать первого века, смотреть на это ужасно. И как это можно объяснить? Как оправдать? Человек только что разговаривал с Богом, спустился с горы и такую жестокость проявил по отношению к людям. А с другой стороны, могло ли быть иначе? Как еще было объяснить всем этим людям? Что должно было еще произойти? Чего только не явил Господь, каких только чудес, ничто на этих людей не действовало! Может быть, это подействует?
И, кроме того, что сделал Моисей потом? Именно это его характеризует в полноте. Он поднялся вновь на гору и стал молиться за народ, говоря: «Господи, не губи этот народ! Если же Ты хочешь их погубить (грех их велик весьма, и они жестоковыйные), то тогда и меня сотри из книги жизни Твоей». То есть Моисей приносит в жертву самого себя. Он настолько себя отождествил с этим народом, что готов и сам сгинуть вместе с ним. Поэтому он не людей убивал, он себя убивал. Это было жестоко, но, видимо, по-другому было нельзя.
И умолил Моисей Господа. Бог преложил свой гнев на милость, но сказал: «Веди сам этот народ, Я не пойду с ним. Иначе если Я буду с этим народом, то истреблю его. Потому что Бог ревнивец и не терпит, чтобы приносились жертвы чужим богам». Но Моисей стал упрашивать Господа, и говорить: «Ты иди среди нас. Если Ты не пойдешь, то как же мы узнаем, что мы Твой народ?» Молил Бога искренне и, в конце концов, выпросил все-таки, и Господь сказал: «Хорошо, Я пойду». Еще какое-то время они постояли возле горы Синай, Господь даровал все законы, заповеди, все установления. Потом Моисей сошел с горы, и нужно было это реализовать.
В частности, нужно было сделать скинию. Скиния ― это палаточный храм. У евреев храма не было, из ткани сделали храм: двор храма, палатку, внутри отгородили занавесями Святая Святых, поставили необходимый жертвенник, светильники, священные сосуды. Это всё нужно было изготовить. Всё это делали, посвящали священнослужителей. Кстати, Аарон и его дети стали священниками, им принадлежало право священнодействовать. А потомки Левия, те самые, которые остались верными Господу у горы Синай, были поставлены верховнослужителями при скинии, то есть они всегда служили при храме. Существовало много всяких забот, хлопот, связанных с содержанием храма, его нужно было переносить. Вся забота о религиозной деятельности легла именно на левитов и священников.
После этого народ идет к земле обетованной. Подходят они к границе, но эта земля не пустует, там живут какие-то народы. И вот израильский народ посылает разведчиков, соглядатаев, чтобы они прошли по земле, осмотрели ее, прикинули, что и как. Сорок дней ждали их возвращения. Разведчики вернулись и рассказали, что земля прекрасна, но надо сказать, что в те времена климат был совсем другой, и то, что мы сейчас знаем об Израиле, тогда было по-другому. Там действительно была земля, в которой течет молоко и мёд. Они принесли кисть виноградную на шесте, которую несли два человека, чтобы продемонстрировать народу, что земля богата, хороша и изобильна. Но десять из одиннадцати соглядатаев сказали, что там живут народы, и эти народы очень сильны, исполины, нам с ними не справиться. Если мы туда сунемся, то нас просто всех поубивают.
Народ опять стал роптать, подняли даже восстание и решили Моисея отстранить от управления народом, а поставить другого, кто поведет их назад, в Египет. И когда всё это собрание пришло к Моисею, чтобы его растерзать, побить камнями и его, и Аарона, то Моисей пал пред Богом и молился: «Господи, не губи этот народ, не губи его!» А Господь сказал: «Отойди от них, я их уничтожу, и из тебя произведу другой народ, который будет слушать голос Мой». Но Моисей снова просил: «Нет, не губи». А Господь уже наслал то ли язву, то ли болезнь, что народ стал просто умирать.
И тогда Аарон взял кадильницу, выбежал к людям и встал между живыми и теми, кто мертв. И дальше не пошел мор, Господь перестал поражать людей. Четырнадцать тысяч человек поразило. Это не просто один-два человека умерло, а очень серьезно всё было.
Умолил Моисей Господа и на этот раз, и Господь сказал: «Хорошо. Но за то, что люди сказали, что лучше бы мы умерли в пустыне, чем ты привел нас сюда умирать, так и будет. Они умрут в пустыне. Вы будете сорок лет странствовать. Сорок дней соглядатаи осматривали новую землю, и за каждый этот день год вы будете ходить по пустыне. Будете в пустыне жить, пока не вымрет тот народ, который роптал и хотел вернуться в Египет и который говорил, что лучше бы мы в пустыне умерли. Они умрут в пустыне, они не увидят земли обетованной. Я выращу новый народ. Те, которым нет еще двадцати, или которые не помнят Египет, или которые народятся в пустыне ― они войдут в землю обетованную. А вот те, которые знали Египет, все останутся в пустыне».
И повелел Господь им возвращаться на Синайский полуостров, там они и прожили, путешествуя, перемещаясь с места на место сорок лет. Это было тяжелое время, и периодически вновь и вновь возникал ропот.
В частности, был бунт против Аарона. А почему это он присвоил себе право священнодействовать? Кто он такой? Мы все тут народ избранный, мы тоже будем священнодействовать. Тогда Моисей сказал: «Хорошо, если вы так думаете, принесите свои кадильницы, поставьте пред Богом и посмотрим, у кого Господь примет жертву, а у кого нет». И Господь тоже поразил самочинцев очень жестоко.
В другой раз, когда народ роптал, что одна только манна в глазах наших, и как это всё надоело, Господь наслал на них змей, которые жалили и народ погибал от этого. Но Моисей опять умолил Господа, и Господь сказал ему поставить медного змея на шесте. И если каждый, кого змея укусила, посмотрит на этого медного змея с надеждой, то не погибнет. Если же не посмотрит, то погибнет. Всё это путешествие Господь, так или иначе, приучал народ довериться Ему, приучал к надежде, упованию на Бога. Это жесткая школа, но по-другому было, видимо, нельзя.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.