Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос

Оглавление

Часть 2

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Часть 1 История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.

Странствование Израиля по пустыне имеет очень сильное преобразовательное значение для каждого из нас и вообще для истории. Потому что всё то, что там произошло, фактически повторяется в жизни каждого христианина.

Переход через Чермное море ― это наше Крещение, это обретение нами Бога. И каждый, кто обрел когда-то Бога, вспомните, какая радость у нас была, какое вдохновение, какое воодушевление! Как это было прекрасно! Это то состояние, которое было у народа при переходе через Чермное море. Ты принял Крещение, ты же не в землю обетованную вошел. Ты вошел в пустыню своей собственной жизни, и по этой пустыне будешь ходить сорок лет, фактически всю свою жизнь, потому что тебя Господь будет воспитывать какими-то трудностями. Ты периодически будешь оглядываться: а не вернуться ли мне в духовный Египет, где я сидел у котлов с мясом, и там мне было якобы хорошо. Этот Египет из пустыни выглядит привлекательно. Вы понимаете, что под Египтом я сейчас подразумеваю не страну, не географическое место, а духовное состояние человека, которое было до обретения Христа?

Иной раз человек верующий смотрит на то, как живут люди неверующие, и думает: хорошо они живут, в достатке, у них есть и деньги, и возможности. Живут, радуются, наслаждаются жизнью, а я в пустыне, и одна только манна в глазах моих. И какой-то ропот бывает, уныние. Мы оглядываемся назад, а некоторые даже на какое-то время возвращаются. Но потом, там нахлебавшись, снова идут в эту же пустыню, и такое движение происходит постоянно.

Вспомните, как мы обретали закон, Синайское законодательство. Когда открываешь Евангелие, читаешь и чувствуешь вдохновение, восторг и радость от того, что вот они, слова Божьи! Как это просто, как это прекрасно! Но тут же мы можем себе и тельца золотого сделать из чего-нибудь, и ропот поднять, и против Церкви возроптать. А чего это они, духовенство, всё на себя взяли, а мы ведь все царское священство! Мы и сами можем Богу служить, поднять восстание, как против Аарона подняли. Всё это в жизни каждого человека происходит. И хорошо, если есть Моисей.

Кстати говоря, Моисей ― это тоже прообраз, прообраз Христа. Ведь Христос взял на себя наши немощи, наши болезни и принес себя в жертву уже не за какой-то конкретный, отдельный народ, а за всё человечество. Причем не только в тот момент жившее, а и за то, которое было, и то, которое будет, за человечество как таковое. Вот истинный пастырь! Он и сам о себе говорил: «Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11).

И в образе Моисея мы видим, как это реально, на конкретном историческом примере, может происходить. И хотя там и жестокость, и смерти, и убийства были, но вместе с тем мы видим любовь, бесконечную преданность, чистоту души самого Моисея. Когда он сходил с Синайской горы, лицо его светилось так, что люди не могли на него смотреть. Он даже специальное покрывало себе сделал, чтобы можно было общаться с людьми. Он его снимал, только когда говорил с Богом. Этот момент очень тонкий. Порой мы своей жизнью, сами того не замечая, опаляем других людей, окружающих нас. Обжигаем их какой-то своей любовью, милосердием, чистотой душевной. Даже сами не подозреваем, как больно мы их иногда жалим. Надо тоже некое покрывало сделать и прикрывать свое благочестие, свою веру, прятать ее немного и снисходить к немощам людским.

Вся история (книга Исход, Левит, Числа, Второзаконие) ― это и есть некое иносказательное повествование о жизни каждого из нас.

А теперь давайте перейдем непосредственно к ирмосам второй песни канона Андрея Критского, их два. Надо сказать, что ирмосы как бы опираются на эту песнь, не обязательно ее точно цитируют. Просто эта песнь лежит в основе.

«Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго».

«Вонми» ― внимай, будь внимателен к моим словам. Под небом здесь подразумевается не то, что над нашими головами, не просто какая-то атмосфера или космос, а имеется в виду духовный мир.
«И возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». Буду говорить, буду возвещать и воспевать Христа.

Господь сказал Моисею: «Хорошо, Я прощу народ, но Сам не пойду с ним, ты его веди». На что Моисей стал говорить: «Нет, Ты сам будь с этим народом, не отступай от него». Здесь мы воспеваем Христа плотью пришедшего, то есть Господь все-таки с нами. Он не послал к нам Моисея, чтобы тот вел нас. Он сам от Девы воплотился, пришел к нам, жил с нами, взял на себя наши немощи, не отступил от нас. Хотя мы тоже жестоковыйные, маловерные, тоже озираемся на этот духовный Египет постоянно. Но все-таки Он проявляет к нам милосердие, воплощается и становится одним из нас. Он не просто в огненном каком-то столпе идет перед нами. Он реально взял на себя наше естество, жил среди нас, умер за нас и воскрес!

«Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим десницею единою и крепостию Моею».

Эти слова обращены к нам как бы от имени Бога.
«Видите, видите» ― смотрите, обратите внимание.
«Яко Аз есмь Бог» ― то есть Я есть Бог. Бог, который манну «одождил», то есть дал дождь. Такое красивое слово «одождил». Манна выпадала как роса. Она утром выпадала, а потом всё таяло и исчезало, можно было утром только собирать, как росу.
«И воду из камене источивый». Когда Моисей ударил жезлом по скале, полился поток и напоил народ.
«Древле в пустыни людем Моим». Древле ― это когда-то в древности. Для Моих людей в пустыне Я давал манну и из камня воду источал, и для Меня это было несложно, одной рукой.
«Десницею единою и крепостию Моею». Десница ― это правая рука, а шуица ― левая. Мне не сложно было это сделать, одной рукой Моей. Сказал и сделалось.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.