Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Тропари второй песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 3.1

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 2

Тропари второй песни канона Андрея Критского ссылаются на большое количество библейских сюжетов, притч, событий, описанных священной историей. Их трудно объединить в какую-то группу. По одному или по два тропаря ссылаются на конкретную притчу или какое-то событие в священной истории Ветхого или Нового Завета, поэтому я буду рассказывать конкретную историю и потом говорить о тропаре из второй песни канона Андрея Критского.

Первой разберем притчу о десяти девах из Нового Завета. Рассказал ее Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда говорил о том, как будет происходить Его второе пришествие, когда Он придет на землю судить живых и мертвых.

Сначала немного о традициях того времени, как происходила свадьба. Ожидали прибытия жениха. Это всегда было волнительно. Жених приходил ночью не один, а с друзьями. Это всегда была торжественная процессия, к которой все готовились. Масса народу, невеста, ее подруги со светильниками ожидали прибытия жениха. И неожиданно ночью друзья с пением, ликами вносили жениха, и все выходили встречать. Потом заходили в дом, где должно происходить само торжество, брачный пир. Двери закрывались, и там продолжалось торжество в течение нескольких дней. Господь берет пример, который все прекрасно знали, и озвучивает.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:1-13).

Каково же значение всей этой притчи? Что она символизирует собой? Девы ― это мы с вами. Мы приготовили свои светильники. Это наша вера. У нас есть огонек веры, есть масло в светильниках. А что такое масло? Когда растение приносит плод, внутри него есть семечки или косточки, из которых и выжимают масло.

Наши труды, наши дела приносят некие плоды, из которых может быть выжато «масло». По большому счету, это благодать Святаго Духа, которую мы получаем в результате наших трудов. Дела милосердия, благочестия, молитва, пост, наша церковная, христианская жизнь ― всё это должно приносить свой плод и умножать то масло, которое у нас есть.

Речь идет о десяти девах, то есть они сохранили свою чистоту, свое целомудрие. В духовном смысле их девство ― это верность Христовой вере, верность Церкви. Они не уклонялись ни в какие ереси, в расколы (я сейчас на наши реалии перевожу). Они сохраняли девственную чистоту своей веры. Девы имели огонек веры и даже какое-то количество дел, но Господь задержался, и не хватает у них этого елея. Они неразумные в том смысле, что понадеялись, что все будет хорошо, проявили леность, беспечность. Мы так делать не должны, потому что не знаем, когда Господь придет. Он может с нами поступить так же, как с этими девами, которые стучались в закрытые двери, но Господь сказал: «Не знаю вас» (Мф. 25:12).

А теперь давайте обратимся к тропарю канона Андрея Критского.

«Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию кающемуся Тебе».

«Дверь Твою не затвори мне тогда». Тогда, когда придешь судить живых и мертвых, и войдешь в Царство Свое. И все святые ангелы с Тобой и праведники. Двери затворятся, но передо мной их не затвори, Господи, Господи.
«Но отверзи ми сию», то есть открой мне эту дверь, кающемуся Тебе.

Следующий тропарь тоже отсылает нас к событиям Нового Завета, а именно к хождению по водам, когда Господь шел по воде к ученикам, и Ему навстречу вышел Петр.

А дело было так. После чуда умножения хлебов, когда Господь несколькими хлебами накормил огромное количество людей, было у апостолов такое воодушевление, что они не хотели отлучаться от Господа. Но Господь понудил их идти в лодку и отправиться на ту сторону Галилейского моря, а Сам отпустил народ, остался на этом берегу и молился всю ночь. В это самое время поднялась очень сильная буря, дул противный ветер. Апостолы боролись со стихией, им было очень трудно.

Апостолы ― это мы с вами сегодняшние. Мы плывем по морю житейскому, нам нужно достичь того берега. Но всё сопротивляется, волны бушуют, ветер дует. Всё стремится нас развернуть, вернуть, опрокинуть. Такая у нас христианская жизнь. Мы ученики Христовы, а Христа с нами нет как будто бы. Хотя и тогда Господь физически с ними не был, но духовно-то Он знал, что там происходит, как им тяжело. Он не спешил к ученикам на помощь, чтобы приучить их к тому, что придется преодолевать трудности. Апостолам потом надлежало идти всему миру проповедовать Христа. Они столкнулись с тем же бушующим морем людского неприятия, сопротивления. Буря многих потом, в конце концов, уничтожила. Они все потом приняли мученические венцы.

Господь всю ночь молился. В четвертую стражу ночи, то есть уже под утро, Он пошел к ним по воде. Когда они Его увидели, то вскричали, испугались, потому что подумали, что это некий призрак. Господь обратился и сказал: «Это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27).

Тут Петр, который был очень горячим (вера у него была горячая), сказал: «Господи! если это Ты, повели мне идти к тебе по воде» (Мф. 14:28). Это безумное предложение и вообще странная просьба: если это Ты, то повели мне идти. А если это не Он? Он ему сейчас повелит, а как выйти из лодки? Это же не штиль! Буря была, волны, ветер. Вот ты сейчас вылезешь из лодки, и всё, тебя уже не спасут. Ты во мраке скроешься, тебя отнесет от этой лодки. Видите, как интересно Петр говорит: не просто повели, чтобы я тоже ходил, а повели мне прийти к Тебе. И Господь ему сказал: «Иди» (Мф. 14:29). Тоже интересно: не сказал «повелеваю» или «иди ко мне». Он сказал: «Иди». Это тоже удивительная кротость Христа ― не гасить горячего порыва ученика. Хочешь ― действуй. Это не обязательно, но если у тебя есть такой порыв и такое движение ― действуй.

Петр вышел из лодки. И это был поступок веры, потому что нужно было иметь колоссальную смелость. Да, где-то в душе он знал, что это Христос. Но все-таки бушует море, волны, ветер, а он вылезает и идет. Идет по воде, но как это часто бывает, когда человек совершает какой-то великий поступок, то может малый не совершить. И Петр дойти не смог. Почему? Потому что увидел, что вокруг бушуют волны, ветер. Он испугался, а испугавшись, начал тонуть и сказал: «Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:30-31).

Вот это очень тонкий момент. Чтобы спасти ученика, не нужно было укрощать бурю. Дело было не в буре, не в волнах, не в ветре. Дело было в его маловерии. Нужно было укротить бурю его маловерия, его страха. Раз уж ты пошел, зачем же ты усомнился? Ну и шел бы. И когда Господь его вытащил, они пошли в лодку, буря улеглась. Кстати, то, что с Петром такое произошло, это немного сгладило состояние других учеников.

Давайте мы поставим себя на их место. Петр, конечно, молодец. Он проявил такую веру, любовь, что может пойти. Они остались, а он пошел. Но другим ученикам, наверное, неудобно было. А то, что Петр потом проявил маловерие, стал тонуть, и Господь его спас, немного сгладило у самих учеников впечатление от происшедшего. Все-таки они страх проявили, и Петр испугался. Они подошли ко Господу, поклонились Ему как Спасителю мира, как Христу.

А теперь давайте прочитаем тропарь второй песни канона Андрея Критского, который отсылает нас к этому библейскому событию.

«Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи; но яко Петру, и мне руку простри».

«Буря мя злых обдержит». Буря злых моих помыслов, моих грехов, моих страстей, обстоятельств моей жизни.
«Обдержит», то есть вокруг меня находится, обволакивает меня.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.