Возможно, с ювелирной коллекцией рода Юсуповых в дореволюционной России могло сравниться лишь собрание драгоценностей Российского императорского дома.
Это неудивительно: веками князья Юсуповы строили свою империю, приумножали богатства. К 1861 году, когда родилась Зинаида Николаевна, семья Юсуповых была одной из самых богатых в мире. Юсуповы были одними из крупнейших землевладельцев в Российской империи, владели заводами, рудниками, доходными домами. В их распоряжении были 17 имений в различных губерниях и несколько дворцов, не уступающих в роскоши Романовским. Кроме того, Юсуповы были акционерами внешнеэкономических банков, торговых палат, железных дорог и прочих предприятий не только в России, но и за ее пределами.
Отец Зинаиды, Николай Борисович Юсупов любил окружать себя роскошью. У него была баснословная коллекция драгоценностей (в их числе — уникальные, всемирно известные камеи, алмазы, жемчужины). В витринах рабочего кабинета князя стояли объемистые хрустальные вазы, доверху наполненные драгоценными камнями. По воспоминаниям внука, Николай Борисович всегда носил с собой замшевый мешочек с неограненными камнями. И в моменты раздумий перебирал их на манер четок.
Будучи знатоком и ценителем живописи, он продолжал дело своего деда (тоже Николая Борисовича, страстного коллекционера, кроме прочего, занимавшего должность директора Эрмитажа). Юсуповское собрание живописи (в котором портреты, заказанные Серову, соседствовали с подлинниками Веласкеса и Рембрандта) было одним из самых значительных в России.
В 27 лет Зинаида Николаевна сделалась единственной наследницей титула и несметных богатств рода Юсуповых. В типично женском соревновании нарядами и бриллиантами соперничала она — не много не мало — с сестрой императрицы Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Впрочем, по свидетельствам очевидцев, в «войне бриллиантов» Юсупова неизменно брала верх: в распоряжении ее семьи были прославленные ювелирные шедевры, некогда принадлежавшие европейским королям. «Жемчужиной» этой сиятельной коллекции была жемчужина «Пелегрина».
Эту огромную грушевидную жемчужину приобрела прабабка Зинаиды Николаевны княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, большая поклонница ювелирных изделий и основательница семейного собрания. Зинаида Николаевна считала «Пелегрину» талисманом, любила и носила.
К слову, «Пелегрину» часто путают с другой знаменитой жемчужиной — «Перегриной», также некогда принадлежавшей испанской монархии. «Перегрина» весит 55 карат и почти в два раза превышает юсуповскую реликвию. Долгое время она находилась в коллекции Элизабет Тейлор, которая получила жемчужину в подарок от супруга, актера Ричарда Бартона.
Да и саму жемчужину «Пелегрину» Юсуповых долгое время ошибочно считали «Перегриной». Разумеется, Юсуповы не спешили развенчать всеобщее заблуждение, молва о «Пелегрине» ходила даже за океаном. Так, в 1866 году в американском журнале Harpers Magazine юсуповскую драгоценность оценивали в полмиллиона долларов.
Феликс Юсупов продал «Пелегрину» женевскому ювелиру в 1953 году. А в последний раз жемчужина «появилась на публике» в 1989 году, когда в Женеве на аукционе Christie’s «Пелегрина» (в виде подвески с бриллиантом) была продана неизвестному покупателю за $463,8 тыс.
Но вернемся к Зинаиде Николаевне. Ее сын, Феликс Юсупов, вспоминал, что княгиня одевалась «изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире, и носила их только в особых случаях».
В ювелирной коллекции Юсуповых, помимо уже упомянутой жемчужины, была и свадебная тиара из горного хрусталя и бриллиантов ювелирного дома Cartier: горный хрусталь необычной «старинной» огранки создавал мерцающий льдистый эффект. Венчал тиару алмаз в 3,66 карата.
Были в юсуповской коллекции и часы-подвески из розового золота и платины, и серьги, принадлежавшие казненной королеве Франции. В начале XIX века их также купила в Париже Татьяна Юсупова. Два чистейших бриллианта огранки «груша» имеют бросающиеся в глаза разные размеры: 20,34 и 14,25 карата. В 1928 году Юсуповы продали серьги ювелирному дому Cartier, где вскоре они были приобретены американкой Марджори Мерриуэзер Пост, пополнявшей свою коллекцию драгоценностей. Сегодня серьги находятся в экспозиции Музея естественной истории при Смитсоновском институте, США.
Еще одна тиара – из платины и бриллиантов – «Солнечные лучи» («Солнечная») от Chaumet, создана в 1914 году. Алмазные «лучи» расходились от центра, в котором сначала находился бриллиант, позже замененный на синий звездчатый сапфир.
Один из самых известных юсуповских бриллиантов «Полярная звезда», с огранкой «подушка» весом 41,28 карата, первоначально принадлежал Жозефу Бонапарту, старшему брату Наполеона, а следующей его владелицей стала княгиня Татьяна Юсупова. В эмиграции, начиная с 1924 года, Юсуповы неоднократно закладывали бриллиант у Cartier, Лондон, затем вместе с другими драгоценностями Юсупова «Полярная звезда» была передана в залог лондонской фирме T. M. Sutton, пока Cartier не выкупил его. Последний раз «Полярная звезда» продавалась в 1980 году: фирма Cartier выставила бриллиант на женевские торги аукционного дома Christie’s, где он был продан за $5,1 млн. Дальнейшая судьба великолепного бриллианта неизвестна.
Еще один юсуповский бриллиант – розовый, весом 17,47 карата – получил название «Баранья голова» (вероятно, из-за необычной формы огранки). Бриллиант, как и многие юсуповские драгоценности, был продан фирме Cartier, чьи ювелиры создали кольцо для его новой хозяйки – Дейзи Феллоуз, светской львицы, коллекционировавшей драгоценности, и постоянной клиентки Эльзы Скиапарелли. По легенде, именно это кольцо с прекрасным розовым бриллиантом вдохновило модельера на создание одежды цвета shocking pink («шокирующий розовый»).
Несмотря на то, что в повседневной жизни княгиня одевалась просто, на приемах и балах неизменно производила фурор. Так, на обеде в честь тетки испанского короля инфанты Эулалии, который князь и княгиня Юсуповы дали в своем московском доме, гостья была поражена приемом: «кричащая роскошь в русском вкусе сочеталась у Юсуповых с чисто французским изяществом. На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом бриллиантами и дивным восточным жемчугом. ...В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, в серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу».
Страстью княгини были балы — их в юсуповском дворце давали с грандиозным размахом. Блистала она и «на выезде». На знаменитом костюмированном балу Романовых, приуроченном к 290-летию Дома, в Зимнем дворце в феврале 1903-го Зинаида Николаевна произвела фурор в роскошном русском платье. Подробнее о нем можно почитать по этой ссылке.
Правда, на картине Константина Егоровича Маковского, которую я взяла за основ для создания первого образа для проекта «Сказочные Истории», Зинаида Николаевна представлена в другом, но тоже русском костюме, костюме боярыни.
Красочные фотографии, которыми я украсила этот материал, — это как раз часть проекта «Сказочные Истории». И да, мы рассказываем красивые русские сказки — или даже лучше «сказания» — сказки, которые, впрочем, очень похожи на быль.
Присоединятесь!
Костюм и аксессуары: Stas Lopatkin
Локация: замок БИП в Павловске
Фотограф: Сергей Клишис
При подготовке поста были использованы материалы Государственного Эрмитажа, журнала Vogue, Галереи Современного Ювелирного Искусства.
Подписывайтесь на нашу страницу Вконтакте: там красиво и интересно!
#сказочныеистории #красотаспасетмир #культураспасетмир #русскийкостюм #кокошник #РусскоеИтальянское #анначерткова #сарафан #русскиетрадиции #культурноепутешествие #эрмитаж #юсупова #зинаидаюсупова #юсуповы #драгоценностиюсуповых
#РусскоеИтальянское#анначерткова#драгоценностиюсуповых#зинаидаюсупова#кокошник#красотаспасетмир#культураспасетмир#культурноепутешествие#русскиетрадиции#русскийкостюм#сарафан#сказочныеистории#эрмитаж#юсупова#юсуповы