До начала войны автомобильная индустрия в СССР находилась на достаточно высоком уровне развития. В 1940 году было произведено около 200 тысяч автомобилей, что составляло около 5% от мирового производства автомобилей. Наибольшая часть автомобилей производилась на заводах "ЗИС" и "ГАЗ".
Когда началась Великая Отечественная война, заводы были эвакуированы в глубь страны, автомобильная промышленность СССР перешла на производство военной техники. Производство цивильных автомобилей во время войны сильно сократилось, и во многих городах автомобили стали редким явлением на улицах. В то время СССР производил большое количество различных типов транспорта, таких как танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки, автомобили-амфибии, грузовики, автобусы, мотоциклы и многие другие.
Одним из самых известных и массовых советских автомобилей во время войны был ГАЗ-67, который был создан на базе ГАЗ-64 и имел улучшенную проходимость и маневренность. Эти автомобили были широко использованы для транспортировки солдат и снабжения на фронте.
Также во время войны был создан ЗИС-5, который был одним из самых массовых грузовиков в Советском Союзе. Этот грузовик был оснащен дизельным двигателем и мог перевозить до 5 тонн груза.
Кроме того, в течение войны СССР активно разрабатывал новые типы техники, такие как самоходные артиллерийские установки, такие как СУ-76 и СУ-85, которые были использованы на фронте. Эти установки были оснащены мощным орудием и были достаточно маневренными для действий на поле боя.
В годы Великой Отечественной войны, автомобильную технику в СССР производили на нескольких заводах. Некоторые из наиболее крупных и известных предприятий были:
- Завод им. Сталина (ЗИС) в Москве - на этом заводе производили грузовые автомобили ЗИС-5 и ЗИС-6, танки Т-34 и КВ-1, а также самоходные орудия СУ-85 и СУ-100.
- Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) в Нижнем Новгороде - на этом заводе производили легковые автомобили ГАЗ-67 и ГАЗ-69, грузовые автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-М1, а также танки Т-60 и Т-70.
- Ленинградский завод им. Кирова (Красный Пролетарий) - на этом заводе производили самоходные орудия СУ-76, СУ-122 и СУ-152, а также танки КВ-1 и КВ-2.
- Челябинский тракторный завод - на этом заводе производили танки Т-34 и КВ-1.
- Харьковский тракторный завод - на этом заводе производили танки Т-34 и самоходные орудия СУ-85 и СУ-100.
- Минский автомобильный завод - на этом заводе производили грузовые автомобили МЗКТ-2 и МЗКТ-3.
Кроме того, в годы войны производство автомобилей было запущено на многих других заводах, включая заводы в Ульяновске, Ижевске, Кургане, Омске и других городах.
В целом, автомобильная индустрия в годы Великой Отечественной войны в СССР была переориентирована на производство военной техники, что позволило обеспечить армию и фронт нужным количеством транспортных средств и во многом способствовало победе в войне.
продолжение