Всем привет! Предлагаю сегодня поговорить на незапланированную тему: о месте высшего образования в нашем современном мире. Есть ли смысл учиться сейчас в ВУЗе (высшем учебном заведении) от четырёх до шести лет? Какое главное отличие нынешнего высшего образования от первоначального советского (от которого оно и происходит)? И почему сегодня «не модно» учиться в ВУЗах по мнению поколений, рождённых после развала СССР? Что ж, попробуем ответить. Поехали!
Зачастую, темы для статей находят меня сами, и данная – не исключение. Поводом послужил частный разговор, в котором на моё первое образование (инженер по специальности «Ракетостроение») был навешен ярлык «никчёмное», потому что по этому направлению можно пойти работать только за нищенскую зарплату. Соглашусь, что предприятие (одно из передовых в отрасли) предлагало очень низкую оплату труда, что и послужило стимулом к моему дальнейшему обучению по смежной специальности. За всю отрасль я не ручаюсь, но предполагаю, что на военных предприятиях оплата труда выше и возможности роста тоже.
Зацепило меня именно само отношение к образованию. Хоть и говорили мы о нём достаточно в общих чертах (о всём шестом факультете МАИ), не нужно быть Аристотелем, чтобы вывести простую логическую цепочку: общее образование на шестом факультете – «никчёмное», следовательно (=>), моё образование такое же. И с этим сложно спорить, если мерилом поставить только «Деньги». Под «Деньгами» я подразумеваю доход от профессии, для которой происходит обучение.
И вот на этой теме предлагаю остановиться более подробно, потому что она очень показательная. Давайте выведем общее правило, что ждёт молодой человек, только что закончивший или заканчивающий школу от дальнейшего обучения? Ответ прост, как и всё в этом мире: поменьше работать и побольше зарабатывать. Формулировка на первый взгляд кажется неправильной с точки зрения морали, но давайте подумаем вот о чём: если работа нравится (т.е. человек занимается любимым делом), то нельзя сказать, что человек занимается изнурительным трудом. А значит он действительно меньше работает, т.к. это его не тяготит, он получает от этого удовольствие. По оплате труда тоже всё просто – человек хочет получать зарплату, которая покроет его потребности (и это не уровень «чуть выше прожиточного минимума»).
Подытожим: молодой человек (нормальный, это важно, патологических разгильдяев мы не рассматриваем) хочет обучиться любимой профессии, которая будет достойно оплачиваться. Исходя из этого, в том числе, была выстроена система советского образования (не без изъянов, но позволяла любому получить шанс быть, кем он захочет). После обучения в ВУЗе была обязательная система распределения, которая, как видно из названия, «распределяла» выпускников по местам их работы, исходя из успехов в учёбе, в том числе. Заработная плата, в среднем, у соответствующих должностей в условном «табели о рангах» была примерно одинакова. В позднем СССР особо остро вставал вопрос дефицита товаров, но все были при деньгах. Это важно. Также было стопроцентное трудоустройство, что сейчас недостижимо.
На днях смотрел с женой комедию Беглецы с Жераром Депардье и Пьером Ришаром. Да, там можно посмеяться над двумя этими героями, которые попадают в забавные ситуации, но мне было не смешно. Что мы знаем о герое, которого изобразил на экране Пьер Ришар? Человек проработал 24 года на текстильном заводе, который в один момент закрывается. Других заводов, по-видимому, поблизости нет, поэтому герой три года живёт на пособие по безработице, которое с каждым разом становятся всё меньше, и имеет на иждивении маленькую дочку, не разговаривающую со смерти матери. Все эти события и побуждают героя пойти на ограбление банка в начале фильма. Этот пример я привожу только в качестве иллюстрации одного из вероятных последствий безработицы. Это значит, что его профессия не была востребована.
Но вернёмся к проблеме высшего образования. Первое, что сделали после развала СССР, – отменили распределения. Работайте, где хотите. Дальше было уничтожено большинство советских предприятий разного назначения, куда были нужны специалисты. А ВУЗы никуда не делись (в большинстве своём) и продолжали готовить кадры для высокотехнологичных производств, которых в потребном количестве больше не было. Многие из них, например ракетно-космическая отрасль, худо-бедно, но выжила, и получает сейчас основное финансирование из государственного бюджета. Денег в бюджете не много, очень много трат на военные нужды, особенно в наше время, поэтому финансируют космос по остаточному принципу. Отсюда и низкие зарплаты по предприятию, на котором я трудился три года.
Сейчас пытаются вернуть распределение, называя это по-новому: целевое обучение. Подписывается, как я это понимаю, срочный договор на три года, который необходимо отработать после обучения. В противном случае необходимо будет выплатить предприятию (или ВУЗу) деньги, затраченные на обучение этим ВУЗом или предприятием. С текущим положением дел по оплате труда пойти на это могут только те, кому терять совсем нечего. Остальные попробуют «соскочить» с этого. Хороша ли данная система «нового распределения»? Да, хороша, но только для государства, т.к. поставляет кадры на наукоёмкие предприятия. Но хотелось бы, чтобы и сотрудник получал с этого материальную выгоду (а не только удовольствие от работы).
Так в чём же проблема современного высшего образования? Современное высшее образование – это «кот в мешке»! Ты можешь знать, какую квалификацию получишь по прохождении обучения (инженер, врач, строитель, юрист и т.д.), но ты наверняка не знаешь, будет ли востребована твоя профессия после окончания тобой ВУЗа! Слишком далеко отстоят на графике точки начала обучения и выхода на работу. Когда я поступал в МАИ в 2010-ом году я точно знал, что зарплата инженера составляет тридцать тысяч рублей (это было больше заработка всей моей семьи на тот момент), но уже в период 2013-2014 годов (ещё до событий вокруг Крыма, а не после, как многие думают) жизнь в Москве и Подмосковье подорожала вдвое. Я это сам тогда заметил по продуктам, т.к. уже был женат и мы тщательно планировали бюджет. Эх, студенческая жизнь, хорошее было время. Логично, что в связи с ростом цен на всё, я бы сказал, на жизнь, зарплаты тоже должны были поднять, но нет. Они так и остались на том же уровне, когда я вышел на работу в 2015 году и держались такими до моего увольнения в 2018 году.
Обязательно нужно затронуть тему поступления в ВУЗ, т.к. теперь это стало ещё сложнее, чем было в 2010 году. Современный ЕГЭ, особенно по специальным предметам, стало сдавать ещё сложнее. Недавно попался на глаза вариант экзамена по биологии за прошлый год, который навёл меня на мысль, что для успешной сдачи мне бы в своё время пришлось знать на 50% больше материала. Дело в том, что в своё время я готовился к экзамену по биологии в специальном классе и знал предмет на уверенную «четвёрку» и при просмотре этого варианта могу определить темы, которых мы не касались при нашей усиленной подготовке. Это говорит только о том, что для успешной сдачи экзамена нужно иметь соответствующую подготовку, которую родители, в большинстве случаев, дать не в состоянии (я сейчас не про деньги, а про знания), учитель не поможет (если, конечно, это не выдающийся педагог, который, например, был у меня), и надеяться можно только на себя. Самостоятельные подготовки – дело сложное, поэтому для увеличения шансов нанимают репетитора (если, опять же, есть средства), который, как профессиональный тренер, подготовит ученика к экзамену. Остальные ЕГЭ обычно не сдают, или сдают так плохо, что в «ВУЗ мечты» они не поступают.
Конечно, для безнадёжных случаев есть колледжи, которым результаты ЕГЭ не нужны, но и здесь мы подходим к такому же определению, как у ВУЗа: колледж – это «кот в мешке»! Гарантии должны быть железобетонными и достойными. Отсюда и «бум» IT-курсов (о котором я писал совсем недавно), многие из которых «гарантируют» трудоустройство. На самом деле, это всё слова, т.к. никаких юридических гарантий нет. Они могут помочь с поиском работы и прохождением собеседования, но это не гарантия. За всё время я нашёл только одну школу, которая юридически прописывает трудоустройство в договоре в фирму (с фиксированной и прописанной зарплатой), при которой и функционирует школа. И, похоже, за этим будущее: чтобы хорошо получать – плати. Сейчас многие хотят получать максимальный результат за минимальное время с гарантией.
Налицо, очередное расслоение общества, которое откатывает нас обратно к поздней Российской империи: есть образование для знати и есть для всех остальных (обычно – никакого). В наше буржуазное время мерилом элитарности становятся «Деньги», которые открывают дополнительные возможности. Может ли в наше время без этой «чеканной монеты» молодой человек стать Михаилом Ломоносовым? Да, но с такой же вероятностью, граничащей с погрешностью, т.е. в порядке исключения.
Данный путь ведёт нас в новое средневековье, когда, даже толковый специалист должен выбирать между работой по любимой специальности и кормлением своей семьи. Плохое ли у меня было первое высшее образование? Нет. Так получилось, что я по своей специальности получил лучшее образование, которое есть в Москве и даже «Бауманка» в ряде аспектов «проседает» (мне довелось быть секретарём на одной научно-технической конференции по теме средств выведения; вы не представляете какую чушь несли выпускники «Бауманки» с красными дипломами; у меня, если что «синий» диплом ☺). За три первых года мы получили знания по квалификации инженера общего профиля: шесть семестров черчения (обычного и компьютерного), пять семестров разной математики, теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин. Всё это погрузило нас в «мир машин» и навсегда оставило отпечаток на мировоззрении. А дальше были специальные дисциплины: теория ракетного и космического полёта, устройства приборов и агрегатов, системы автоматического управления, динамика ракетного полёта, стартовые комплексы, основы эксплуатации и т.д. В конце этого длинного пути была дипломная работа, которую мы с женой делали совместно. Это было два диплома, каждый по 110 страниц по проектированию двух ракет: тяжёлой (с массой полезного груза на опорной орбите 20 тонн, у жены) и сверхтяжёлой (с массой полезного груза на опорной орбите 100, у меня). Связывала их унификация ракетных блоков первой ступени. Защита прошла нормально, хотя председателем комиссии был представитель от моей будущей работы (я с ним тогда ещё не был знаком, оказался ещё большим подлецом, чем выступил на защите) и на всё реагировал не вполне адекватно.
И вот, я получил одно из лучших образований по теме, отправляюсь работать на предприятие, которое, фактически, зародило всю ракетную и космическую технику (знатоки, я думаю, уже догадались, где я работал ☺) и что я там вижу? Для этого есть очень точная метафора из фильма «Кин-Дза-Дза». Есть там один малозаметный короткий кадр, который недавно заиграл для меня новыми красками. По сюжету два наших главных героя (советских человека) к концу первой серии попадают в почти безвыходную ситуацию, когда их бросают абсолютно все. И в этот момент нам (зрителям) показывают смятую пачку сигарет «Космос». На самом деле, это очень символично, хотя не знаю, задумывалось ли это именно так. «Смятый космос». Именно это я и увидел, именно это мы сейчас и имеем, ведь также как сейчас, героев фильма чуть позже поставят перед фактом, что дороги домой нет. Но есть возможность разбогатеть, не занимаясь любимым делом. Именно к этому я пришёл, увидел и убежал.
Для меня было полной неожиданностью, когда я узнал, что курьеры получают больше, чем я, но при этом они не тратили шесть лет на обучение. А что говорить о медицине? Шесть лет ВУЗа – это только начало, ведь, по-хорошему, врач учится всю жизнь. Но текущая обстановка подводит нас к вполне очевидному – количество образованных людей будет стремительно сокращаться, потому что начинается поиск алгоритма для достижения максимального дохода за минимальное время и средства. Нынешние IT-курсы не готовят специалистов, они готовят низкоквалифицированную рабочую силу для нужд разрастающегося IT-сегмента. Есть ненулевая вероятность, что рабочая сила подобного уровня скоро перестанет быть нужна, т.к. уже сейчас проходят тестирование системы, которые будут по запросу эти простые задачи решать без помощи человека. А нужны останутся как раз Специалисты с высшем образованием. С падением образования произойдёт и общее падение культуры и нравов, собственно, что мы сейчас и видим. Данная проблема – это проблема всех. Хотя и остаются люди, считающие, что проблемы чужих людей – это их проблемы. Всё это до поры до времени, пока это не коснётся их самих.
А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!