Постановлением Совета Министров СССР по инициативе тогдашнего наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова еще в 1939 году последнее воскресенье июля было объявлено Днем ВМФ СССР. Согласно Указу Президента РФ В. В. Путина, последнее воскресенье июля оставлено в качестве этого праздника. В этом, 2006 году праздничным для моряков является 30 июля.
Вся наша страна недавно отметила 77-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, и в связи с этим читателю предлагается материал, освещающий деятельность советского флота в военные годы.
Как известно, начальный период войны для советских войск сложился неудачно. Следует учитывать не только потерю огромной территории, значительной части населения страны и промышленных предприятий. Используя фактор внезапности, противник добился разгрома десятков наших дивизий, уничтожил большое количество танков и самолетов в первый же день войны. Потери только Западного фронта за 22 июня 1941 года составляли около 740 самолетов.
Благодаря системе трехступенчатой оперативной готовности, введенной наркомом ВМФ Н. Г. Кузнецовым, советскому флоту удалось избежать подобных потерь. 20-21 июня 1941 года на флотах была объявлена вторая оперативная готовность, а в ночь на 22 июня – готовность № 1. Это означало, что корабли получили право открывать огонь по самолетам противника. Именно поэтому массированные налеты немецкой авиации на наши военно-морские базы не имели успеха. И 22 июня 1941 года ни один военный корабль в базах не был потоплен.
К началу Великой Отечественной войны в составе советского Военно-морского флота числилось более 500 надводных кораблей и боевых катеров, 218 подводных лодок, более 2,5 тысячи самолетов и свыше 2 тысяч орудий береговой и зенитной артиллерии. Организационно Военно-морской флот состоял из Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, Амурской, Дунайской, Каспийской и Пинской флотилий. В ходе войны были сформированы Азовская, Беломорская, Волжская, Днепровская, Ладожская, Онежская и Чудская флотилии.
Согласно плану «Барбаросса», военно-морские силы фашистской Германии в начале войны не должны были проявлять особую активность. Они минировали рейды, фарватеры, подходы к портам, чтобы парализовать активность советского флота, закупорить выходы из баз, нарушить морские коммуникации и таким образом полностью обезопасить себя от ударов наших кораблей. Стремительным действием на приморском направлении немцы планировали захватить все наши военно-морские базы с суши, лишив флот системы базирования. Эти планы противника были сорваны благодаря упорному сопротивлению сухопутных войск при активной поддержке кораблей флота.
Главные цели Великой Отечественной войны достигались в сражениях на сухопутных фронтах. Поэтому задачи поддержки сухопутных войск в обороне и наступлении на приморском направлении с первого и до последнего дня войны были для моряков важнейшими. Своими действиями флот оказывал существенное влияние на ход многих операций, сражений, боев.
В самые трудные для страны дни на сухопутные фронты ушли почти 500 тысяч моряков, объединенных в бригады морской пехоты и морские стрелковые бригады. Так, флот принимал активное участие в обороне Ленинграда, Одессы, Севастополя, Таллина и других городов.
Значение обороны Ленинграда Балтийским флотом можно подтвердить следующими фактами. Более 100 тысяч моряков сражались на суше в частях Ленинградского фронта. Авиация флота защищала город с воздуха, а корабли стали его надежным огневым щитом. Используя дальнобойность морских орудий и разрушительную силу снарядов, они уничтожали наступающую пехоту противника, его огневые точки, узлы связи, штабы и командные пункты. Только с 14 по 30 января 1944 года при разгроме немцев под Ленинградом более 200 морских орудий Балтийского флота выполнили 1005 стрельб, израсходовав при этом 23500 снарядов.
Наиболее эффективной формой поддержки сухопутных войск была высадка морских десантов. За годы войны в 123 оперативных и тактических десантах приняли участие более 250 тысяч человек с боевой техникой и вооружениями. Высадку десантов в общей сложности обеспечивали более 3 тысяч боевых кораблей и вспомогательных судов, а также около 10 тысяч самолетов. В среднем флот высаживал один десант каждые две недели. В числе наиболее крупных десантных операций можно отметить Моонзундскую десантную операцию на Балтике (сентябрь-ноябрь 1944 г.), Новороссийскую на Черном море (сентябрь 1943 г.) и некоторые другие.
Авиация Северного, Балтийского, Черноморского флотов выполнила более 70 тысяч самолетовылетов. Морские летчики уничтожили 1523 танка, 110 танкеток, 1 бронепоезд, 150 бронемашин, 9443 автомашины, 402 катера, 305 дотов и дзотов, 428 складов, 49 железнодорожных эшелонов и 135 тысяч вражеских солдат и офицеров. На долю морских летчиков приходится 5509 уничтоженных самолетов противника, в том числе 4495 сбитых в воздушных боях.
Необходимо здесь вспомнить и «берлинские операции», проведенные с 8 августа по 4 сентября 1941 года. Фашистская пропаганда распространяла до этих операций слухи, что советская авиация уничтожена, и Берлин для ВВС СССР недоступен. Всего в указанный период было совершено 9 налетов на Берлин. Первый из них совершили в ночь с 8 на 9 августа 1941 года на дальних бомбардировщиках летчики Фокин, Гречишников, Плоткин и Хохлов, вылетевшие с острова Саарема. В условиях густой туманности они долетели до Берлина, провели успешную бомбовую атаку и вернулись домой.
После этого немцы, которые никак не ожидали атаки советских самолетов, заявили, что город бомбили англичане. Однако последние опровергли это сообщение, так как из-за непогоды авиация Англии в это время бездействовала. А в нашей стране успех морских летчиков вызвал большой энтузиазм, поскольку было практически доказано, что можно бить врага в его собственном логове.
Особая задача выполнялась моряками Северного флота: обеспечение безопасности движения морских конвоев союзников. По северному маршруту, который был самым коротким, но в то же время самым опасным, в годы войны в Советский Союз было доставлено 4 млн. тонн груза, то есть 22,7% от общего объема ленд-лиза. Всего за годы войны в северные порты СССР пришел 41 конвой, а в обратном направлении – 36. В состав этих конвоев входило 1464 судна, из которых было потеряно 103, в том числе 12 советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, 1 датское и 1 норвежское. Потери противника составили около 200 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, в том числе 18 подводных лодок. Летом 1942 года крупные потери понес от вражеских бомбардировок конвой К-17, направленный в СССР без прикрытия боевыми кораблями по вине британского адмиралтейства. Многие союзные моряки были спасены советским танкером «Донбасс» и вместе с русскими моряками завершили доставку оставшейся части груза в Архангельск. Поговаривали среди военных моряков и о том, что англичане хотели доказать этим неэффективность и безнадежность северных перевозок. Возможно, в этих высказываниях тоже имеется доля правды.
В любом случае, значение ленд-лиза и конвоев нельзя недооценивать. По американским данным, в СССР за весь период войны было отправлено 18300 самолетов, 11900 танков, 13 тысяч орудий, 427 тысяч грузовиков. Кроме того, СССР получил из США тракторы, вагоны, грузовики, продовольствие, одежду. Эти поставки составили около 4-6% к отечественному производству и имели большое значение для страны.
Можно отметить, что в войну Советский Союз вступил, имея более 200 подводных лодок, что свидетельствует о благоприятном для нас соотношении их количества. Так, например, Германия имела 57 подлодок, Англия – 69, США – 99, Франция – 77, Италия – 115, а Япония – 63 лодки. Благодаря скрытности, автономности и значительному радиусу действия подводные лодки оказались наиболее приспособленными к самостоятельному выполнению боевых задач. За годы войны наши подлодки потопили более 100 кораблей противника, а также свыше 300 его транспортов.
Во что обошлась для нашего флота победа в Великой Отечественной войне, показывают следующие цифры. Количество погибших, умерших от ран и пропавших без вести составило более 153 тысяч, а раненых и заболевших – 85 тысяч без учета потерь морских стрелковых бригад, действовавших в составе сухопутных войск. Потери кораблей составили 314 единиц, катеров – около 700. Из боевых вылетов не вернулся 3831 самолет, еще 2197 погибли в результате небоевых потерь.
Вклад моряков в общее дело Победы над фашистской Германией был высоко оценен Советским правительством: 78 кораблей, частей и соединений стали гвардейскими, 238 награждены орденами, а многие получили почетные наименования. Первоначально Краснознаменным стал Балтийский флот, а спустя несколько лет все остальные флоты также стали Краснознаменными. При этом Балтийский флот стал дважды Краснознаменным. Многие помнят, что сразу же после войны звания городов-героев получили Ленинград, Одесса, Севастополь и Сталинград. Все эти города, кроме последнего, расположены на берегах Балтийского и Черного морей и имеют прямое отношение к морским и прибрежным операциям, проведенным в годы войны. А значение Сталинградской операции – особо важное: после получения удара под Сталинградом германская армия была уже не в состоянии оправиться. В настоящее время количество городов-героев составляет уже 15.
За личное мужество и героизм, проявленные в боях, более 500 моряков получили звание Героя Советского Союза. Среди них адмиралы – нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, начальник Главного Морского Штаба И. С. Исаков, командующий Северным флотом А. Г. Головко, командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц, командующий Тихоокеанским флотом И. С. Юмашев, командующие Черноморским флотом Л. А. Владимирский и Ф. С. Октябрьский, а также 20 моряков-подводников. Пятеро морских летчиков, а также катерник А. О. Шабалин и разведчик В. Н. Леонов удостоены этого звания дважды.
Общая оценка заслугам ВМФ страны в годы войны дана в приказе Верховного Главнокомандующего от 22 июля 1945 года: «На Балтийском, Черном и Баренцевом морях, на Волге, Дунае, Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Флот до конца выполнил свой долг перед социалистической Родиной».
Рифкат САБИРОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!