20 марта 23-го года пришла печальная новость - в возрасте 103 лет не стало летчика Василия Васильевича Решетникова, Героя Советского Союза, принявшего участие в крупнейших битвах Великой Отечественной. Кроме того, Василий Васильевич являлся последним живым участником ВОВ, бомбившим Берлин в ночь на 10 сентября 42-го года. Вот о его жизни и боевом пути я сегодня и расскажу.
На свет Решетников появился в 1919 году году в Екатеринославе (ныне Днепр). После школы он отправился учиться в школу военных летчиков, которую и окончил спустя 2 года. На службу его отправили в дальнюю авиацию, так что нападение немцев в 41-м году он встретил будучи летчиком 751-го отдельного бомбардировочного полка. Полк этот был укомплектован самолетами ДБ-3Ф, которые с марта 42-го стали называться Ил-4. Они предназначались для нанесения ударов по дальним тылам противника.
Первым самым запоминающимся и героическим боем Василия Решетникова был бой 28 февраля 42-го года. В ту ночь самолет его был атакован немецким Ме-110. Немец сумел нанести бомбардировщику колоссальные повреждения - подбил левый мотор, пробил топливные баки, сломал руль высоты, изрешетил всю приборную панель. Но самое плохое было в том, что несовместимое с жизнью ранение получил и штурман бомбардировщика. В конечном итоге Ме-110 был сбит, но и советский бомбардировщик держался на честном слове. Решетников приказал своим стрелкам прыгать с парашютом, а сам машину не оставил, повел ее домой, и сумел таки пролететь 350 километров и где-то в поле приземлили на "пузо", так как шасси тоже не работало.
Еще один героический случай произошел вскоре, когда самолет Решетникова в числе прочих бомбардировщиков полетел бомбить большой железнодорожный узел у города Днепропетровск. В ходе налета самолет получил попадание зенитного снаряда и загорелся. Решетников, однако, самообладания не потерял, и даже с курса не сошел - так и полетел горящим к станции и отбомбился по ней. Огонь, к счастью, все-таки сбили, машина погасла, и Ил-4 дотянул до родного аэродрома, выполнив свою задачу.
В мае 42-го года советские самолеты были направлены на бомбовый удар по гитлеровскому командному пункту, расположенному в Ангербурге - принимал участие в этом ударе и Василий Решетников. Ну а в сентябре того же года он бомбил немецкие города, в то числе и Берлин. Не сами города, конечно, а военную инфраструктура, расположенную в них. Принимал участие Василий Васильевич и в одной из самых тяжелых битв войны - Сталинградской битве. В ходе нее не раз ему приходилось совершать по 3-4 вылета за день.
На июль 44-го года Василий Решетников был уже гвардии капитаном, командиром 19-го гвардейского авиаполка дальнего действия. И за свою службу 27 числа он был удостоен звания Герой Советского Союза. Отметили его в том числе и потому что он был самым первым летчиком своего корпуса, который совершил 300 боевых вылетов. Надо сказать, что почти сразу после этого командование запретило ему и его летчикам совершать боевые вылеты, потому что исход войны был уже понятен, а терять пилотов дальней авиации руководство не хотело. Но Решетников все же убедил командование разрешить ему подняться в небо еще несколько раз. Таким образом, общее количество боевых вылетов героя - 307 (на самом деле 308, просто один раз он поднялся самолет в небо вопреки приказу, и этот момент фиксировать официально не стали, чтобы его не наказали). Конец войны Решетников встретил в звании полковника.
Надо сказать, что за всю войну Василий Васильевич терял самолет 3 раза. Самый первый случай произошел в феврале 42-го под Оршей, когда его сбили и пришлось прыгать, но там более-менее обошлось. Второй раз сбили далеко от линии фронта, и летчику пришлось добираться до своих более недели. А вот третий раз его самолет не сбили, а он просто попал в грозу и стал ломаться прямо в воздухе под Кенигсбергом - тогда тоже пришлось прыгать и долго-долго идти до своих.
Но и после войны военная служба продолжилась, и в определенный момент Решетников стал заместителем командующего ВВС СССР - на этой должности он находился с 81-го по 86-й год, после чего ушел на отдых, стал заниматься литературой. Интересно, что в небо Василию Васильевичу в последний раз довелось подняться в возрасте аж 83 лет! Тогда на авиашоу в Монино он сел за штурвал бомбардировщика Б-25 (американского).
Этот человек прожил долгую, полную героизма и подвигов жизнь. Он был по настоящему предан и Родине, и небу.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.