Найти тему

Кин-дза-дза: Как удаленные 20 минут превратили шедевр в посредственность

Оглавление
Мосфильм
Мосфильм

В зарубежном кинематографе, если фильм снимается в пустыне – из-за трудности съемок часто получаются одни из самых громких провалов в истории. «Иштар» или «Сахара», например. У нас же – сплошь шедевры: «Белое солнце пустыни» или «Кин-дза-дза!».
Но сегодняшняя статья – это грустный сказ о том, как у советских классиков в наше время мало чего получалось…

При мысли о лучших отечественных фантастических фильмах среди прочего на ум приходит «Кин-дза-дза!». Но назвать кино самым лучшим не получится по одной простой причине: Хорошая комедия не нуждается в пояснении.

«Ивана Васильевича меняет профессию» – объяснять почти не надо. «Кин-дза-дза!» с ее сатирой над тогдашним обществом с каждым годом становится все менее понятной для новой аудитории.

Две жизни одной истории

Есть, конечно, и обратные тенденции. Малиновые штаны для избранных (мечта каждого жителя планеты Плюк) оказались пророческими, ведь в девяностых символом «особой касты» стали малиновые пиджаки. Другой пример, когда шутка «ожила» на глазах: Рядом с домом был ларек с водой. Одно время там сидела продавщица, потом его перевели в автоматический режим. Как говорилось в фильме: «Женщину вынули, автомат засунули».

Одно из главных достоинств комедии Георгия Данелии – естественная реакция героев на (часто безумные) события. За это следует благодарить гениальных актеров, среди которых – Любшин, Яковлев и Леонов. Сложно представить, каким фильм получился, если роль скрипача сыграл бы, например, молодой Олег Меньшиков.

По сюжету двух наших соотечественников по недоразумению затягивает на пустынную планету. Что спасает, у одного из героев оказался коробок спичек, которые здесь – на вес золота. В компании двух инопланетян они постепенно приспосабливаются к местному обществу с абсурдными, на первый взгляд, правилами и ищут путь домой.

Мосфильм
Мосфильм

Намеренно не уточняю детали и действующих героев, потому что вышесказанное также относится и к ремейку – мультфильму "Ку! Кин-дза-дза" 2013-го года.

Вообще, я не очень люблю ремейки. Но чисто гипотетически мультфильм оправдан. Как никак, оригинал высмеивает уже ушедшую эпоху. И неплохо бы сделать ремейк более понятным для нового поколения зрителей.

Ну так вот – ничего понятнее тут не сделали! Георгий Данелия собирался написать книгу, как создавали мультфильм, но не успел… Как человеку, читавшему его прошлые мемуары, очень жаль. Потому что до выхода ремейка меня мучил один вопрос: «Зачем?». После выхода он меня мучать не перестал. И только недавно я понял, в чем дело.

Раньше думалось, что ремейк восстановит какие-то сцены, которые в оригинале оставить не позволили по соображениям цензуры. Как оказалось, неснятые сцены – исключительно из-за того, что какие-то эпизодические актеры оказались недоступны. И, как видится, они в меньшинстве и большой роли не сыграли.

В оригинале же руководство студии НАОБОРОТ заставило режиссера удлинить фильм на 20 минут. Потому что бюджет был выделен на 2 серии.

Долгие годы Данелия не мог смириться с «раздутой» версией, пока не добился сотворения укороченной. Как раз на эти самые 20 минут.

Шедевр фантастического абсурда и его беззубый ремейк

Кинокомпания «СТВ», Продюсерская кинотелевизионная компания «Ритм», «Югра-фильм», Первый канал
Кинокомпания «СТВ», Продюсерская кинотелевизионная компания «Ритм», «Югра-фильм», Первый канал

Героев в мультфильме заменили на виолончелиста и молодого парня, выдающего себя за его племянника. Высмеивается все ровно тоже самое, что и в оригинале, только добавили идиотизма. Естественно, от большого ума родители парнишки не предупредили своего прославленного родственника. Ближе к середине фильма линия «самозванец или нет» благополучно разрешается, но она, честно говоря, не стоит и выеденного яйца. Ну, сами подумайте – что за родственники такие, что не общаются, не предупреждают, не говорят сыну девичью фамилию своей мамы?

Некоторые современники первого фильма упрекали его в засильи отрицательных героев. Тут же некогда положительные главные герои внезапно «оскотинились»: Виолончелист – страшный сноб, а его племянник – откровенный прохиндей, прямо Шура Балаганов.

Забавно, что нарисованный виолончелист похож на Александра Фатюшина. Прямо вылитый он! Это актер, который должен был играть вместо Любшина, но в театре не отпустили.

Косяки сюжета без обаяния актеров оригинала видны еще сильнее. Например, когда в финале героев спасает «Бог из машины». То есть, безо всяких с их стороны усилий – это напоминает халтуру. В оригинале, после этого спасения хватало интересных событий.

Кинокомпания «СТВ», Продюсерская кинотелевизионная компания «Ритм», «Югра-фильм», Первый канал
Кинокомпания «СТВ», Продюсерская кинотелевизионная компания «Ритм», «Югра-фильм», Первый канал

Треугольная же рисовка подсознательно может вызвать дискомфорт. Не устану повторять, что в «Короле Льве» рисовали симпатичного круглолицего Симбу и треугольномордого отталкивающего Шрама. Потому что это глубинные, отработанные на протяжении веков, подсознательные рефлексы!

Ну и самый простой маркер, так сказать, лакмусовая бумажка. Многие сцены из старой кинокомедии, выложенные в соцсетях и других сервисах, даже в урезанном виде и без контекста смотрятся смешно и гениально. Из мультфильма веселит разве что последняя сцена… Небольшая аллюзия под конец – герои возвращаются в наши время и приседают перед трактором с мигалкой. В оригинале такое тоже было, но и в мультике, пожалуй, это лучший момент.

В общем, всем, кому не нравилась «Кин-дза-дза!» – урезанная, кастрированная версия не понравится вдвойне. А тем, кому нравилось – смотреть разве что из любопытства. Чего-то дополняющего или улучшающего оригинал вы там вряд ли найдете… С другой стороны – вполне терпимо, что уже хорошо.

Если же хочется фантастический (правда, детский) мультфильм на тему сатиры над обществом… То лучше посмотрите «Незнайку на Луне». Тоже переосмысление советского (книжного) оригинала, но в разы удачней!

Благодарим за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию! У нас также есть материал про все фантастические фильмы Георгия Данелии и обзор недавнего ремейка "Чебурашки". А еще есть обзор разных версий классики Стругацких "Трудно быть богом".