Найти в Дзене

«Трудно быть богом» на страницах и экранах: Запутанная история продолжений и адаптаций классики Стругацких

Оглавление
Иллюстрация к книге М.: АСТ, 2019 г. Художник: Е. Ферез
Иллюстрация к книге М.: АСТ, 2019 г. Художник: Е. Ферез

«Трудно быть богом», наравне с «Пикником на обочине», считается одним из лучших произведений братьев Стругацких. Удивительно, что в шестидесятых годах написали повесть, которая свежо читается и поныне.

Близкая к фэнтези научная фантастика написана легко и интересно, а мужественный герой и закрученный сюжет цепляли даже далеких от жанра читателей. Во многом это был шпионский детектив, опередивший Штирлица.

На отдаленную планету, по развитию застрявшую в средневековье, посылают агента с Земли, чтобы наблюдать и ни во что не вмешиваться. На самом деле, конечно, не все так просто. Он выдает себя за благородного дворянина дона Румату и должен втереться в высшие круги государства.

Герой, что для шпиона редкость – по натуре славный парень. И его прямо-таки распирает от творящейся вокруг несправедливости. Другие персонажи не менее интересны, но между ними и героем как бы воздвигнута стена. Настоящих друзей нет, ведь он всех обманывает в том, кто он есть на самом деле.

Комикс 1990-го года

Кооператив "Пресс-о-ФиС" при издательстве "Физкультура и спорт"
Кооператив "Пресс-о-ФиС" при издательстве "Физкультура и спорт"

Комикс получился коротким и непонятным для тех, кто книгу не читал. Ведь по сути пересказывает не всю книгу, а часть со второй половины до конца. Какие-то детали переврали в угоду сокращения сюжета. Стиль черно-белый, без особых оттенков и деталей, такой не всякому понравится.

Комикс Дмитрия Спивака 1989-го года

Иллюстрация Дмитрия Спивака. ПО «Полиграфист» (Калуга) по заказу ЦСЭИ «Комсомольская правда»
Иллюстрация Дмитрия Спивака. ПО «Полиграфист» (Калуга) по заказу ЦСЭИ «Комсомольская правда»


Уже после публикации материала благодаря читателю Михаилу Холодковскому (за что – отдельное спасибо!) узнал про комикс «Миссия» Дмитрия Спивака. Художник изначально адаптировал «Трудно быть богом», но потом не удалось договориться с издательством. В итоге, после смены издательства, имена из книги сменились на новые: Румата стал Роландом, Рэба – Миллером и т.д.

Шрифт и иллюстрации – приятнее глазу. Комикс больше страниц на 10, а вначале объемное текстовое предисловие. Герой не «говорящая голова», толкающая речи в стиле «я представитель земной разведки, посланный…» и т.д. Наоборот, показаны бытовые детали. Например, в начале герой поправляет следящий обруч, чтобы картинка была четче. Потом этот обруч ломается, потом снова начинает функционировать. В общем, многие сцены «сочные» и кинематографичные, подача куда более естественная. А прибавить к этому четкую рисовку – и комикс вышел более динамичным и самоценным.

Странное дело, но более поздний «официальный» комикс по «Трудно быть богом», упомянутый выше, брал из романа практически те же сцены и ключевые моменты, что и в «Миссии».

Продолжения других авторов

Иллюстрация на обложке А. Ломаева.
Иллюстрация на обложке А. Ломаева.

С одобрения Бориса Стругацкого выходил межавторский цикл «Время учеников». Если хотите прочитать произведение на тему Арканара, то все непросто. В одном томе, к примеру, есть повесть Вячеслава Рыбакова «Трудно стать Богом». И это – продолжение совсем другой повести «За миллиард лет до конца света».

Еще один том называется «Возвращение в Арканар». Но кроме одноименной повести «Трудно быть богом» в сборнике ничего не продолжает.

Разбирать каждый из «фан-фиков» пока что нет желания, репутация у них довольно спорная. Остается признать, что продолжения писались в целом по Миру Полудня и другим произведениям Стругацких. А читателям предоставлялось самим вылавливать сюжетные линии, если так можно выразиться.

И вот тут мы не плавно переходим с неразобранных «продолжений» к разбору адаптаций. У «Трудно быть богом» вышло две экранизации с разницей более чем 20 лет, хотя работа над последней началась гораздо раньше первой.

Фильм Питера Фляйшмана 1989-го года

Hallelujah Films,  Киностудия им. Александра Довженко, Творческое объединение «Радуга»
Hallelujah Films, Киностудия им. Александра Довженко, Творческое объединение «Радуга»

Первая адаптация – один из тех фантастических фильмов, что откровенно неприятен. Не то, что пересматривать – вспоминать не хочется!

Не сказать, что кино ужасно абсолютно во всем. Оно более или менее точно (в отличие от большинства экранизаций Стругацких, таких как «Сталкер» Тарковского или «Чародеи») следует основному сюжету книги. Декорации и костюмы неплохие. Длинные седые волосы у местных обитателей – решение спорное, но интересное. Румата теперь больше походит на ведьмака Геральта (или на горца Кристофера Ламберта). Александр Филиппенко в роли коварного дона Рэбы – до крайности удачная находка.

А есть моменты абсолютно отвратительные и бессмысленные. Например, показывают крупным планом, как режут живую свинью. Или откровенная сцена, где коллега Руматы (Антона) по институту смотрит на экране, как он, кхм, уединился с Кирой. Но вызывает недоумение не сколько то, что в книге этого не было, а то что в фильме сцена показана в виде рекурсии. Грубо говоря, порнография ради порнографии.

Другой идиотский момент – дон Рэба на весу отрубает мечом барону Пампе голову. Еще раз. Старик, который совсем не Конан-Варвар, а обыкновенный придворный, любящий утехи и развлечения, срубает мощному мужику голову.

Еще одна дурацкая сцена – подобно французскому рыцарю из "Монти Пайтона и Священного Грааля", злодей стоит на крепостной стене и дразнит Румату, что тот проиграл, ведь он так высоко, что стрела и арбалетный болт не достигнут. Во-первых, как его оттуда вообще Румата услышал, если стрела не долетит. А во-вторых… Вы, наверное, и сами представляете, какой финал у этой сцены.

Но даже с бухты-барахты взявшийся слащавый «хэппи-энд» не спасает. И как вишенка на торте – перекрашенный вертолет Ми-2 в роли транспорта далекого будущего.

Фильм Алексея Германа 2013-го года

«Ленфильм», Студия «Север» при участии телеканала «Россия-1»
«Ленфильм», Студия «Север» при участии телеканала «Россия-1»

Совсем другое дело – экранизация Алексея Германа… У меня к ней особое отношение, потому что я смотрел все картины режиссера и годами следил за тем, как медленно и мучительно она не может выйти.

Фильм критикуют за мрачность, жестокость, натуралистичность и за то, что фантастику отодвинули на задний план, но посмотрите остальные фильмы Германа. Все они – мрачные и про жизнь. В них часто сложно что-то расслышать, потому что персонажи, как и в жизни, не ждут, пока другой завершит реплику.

Трудно было ожидать от Германа второго «Аватара». Экранизация Германа стерла с книги малейший налет героизма, все блекло, тоскливо… Смотреть фильм тяжело, но не потому, что халтура, как первая экранизация. А наоборот, потому что правдоподобно.

Кино походит на Тарковского, только не на «Сталкера», а скорее на «Андрея Рублева». Сюжет в целом следует книге, но персонажей, кроме Руматы, будто «смазали». Черно-белая гамма идет на пользу, потому что на грязь, мерзость и жестокость в цвете смотреть совсем было бы невмоготу.

Удивительно, что за границей фильм сочли шедевром, а у нас не приняли. Борис Стругацкий был абсолютно уверен в картине, хотя до премьеры не дожил. Лично я результатом был полностью удовлетворен. Во-первых, потому что ждал фильм (и был шанс, что он никогда не выйдет). А во-вторых, как уже упоминалось, я смотрел остальные фильмы Германа. И вполне представлял, что из этого получится.

Компьютерная игра 2007-го года

Burut CT, Akella
Burut CT, Akella

О фильмах поговорили, но на экраны (пускай и компьютерные) также выходила игра. Сообщалось, что сценарий, продолжающий оригинальный роман, одобрил лично Борис Стругацкий (но под конец жизни он много что одобрял, даже экранизацию «Обитаемого острова»).

В игре появилось больше элементов фэнтези, включая различных чудовищ и потусторонний мир. Но не сказать, что сюжет был каким-то шедевральным, уровня Dragon Age. Типичная болячка жанра - герой становится мальчиком на побегушках, по крайней мере, на первых порах.

Игра, в целом, неплоха. Но какой же непривычной, если не сказать неудобной, ее сделали! Вид сверху, но прямое управление, как в стрелялке. Игра притормаживала, долго грузилась и «радовала» непривычными механиками, вроде переодевания. То есть, замаскировавшись в разбойника, бандиты бы не тронули, а то и дали поручение. Но подобная нелинейность могла привести к конфликту и ошибкам, а патчей было раз-два и обчелся.

Таким образом, большинство игроков спотыкались о высокий порог вхождения и так и не встречали Румату Эсторского…

Но стараниями небольшого фанатского сообщества в сети найдутся способы немного улучшить графику (включая смену камеры на более привычную), пройти до конца, избежать фатальных ошибок… Так что игру нельзя назвать во всех смыслах провальной и потерянной. Просто на ней тоже стоит печать неоднозначности.

Год назад объявили о начале работ над сериалом по "Трудно быть богом", но сложно сказать, когда он выйдет, не говоря уже о качестве...

Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас также есть схожий обзор всего, что вышло в цикле "Не время для драконов" Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, а также разбор сопутствующей продукции по "Волкодаву" Марии Семеновой. На нашем канале вы всегда найдете обзоры других фантастических книг и фильмов!