Наверное, для начала нужно рассказать про мои отношения с Чебурашкой, как с персонажем. В детстве мультфильмы смотрел и книжки читал. Кажется, даже был игрушечный Чебурашка. Потом видел японское кукольное продолжение. На рисованный мультсериал сил уже не хватило…
Впрочем, тут вспоминается не только советский «Чебурашка», но и другой кассовый хит «Холоп» и причина его успеха. Там тоже бедных лбом сталкивали с богатыми и классовая борьба во всей красе. В «Чебурашке» все положительные герои – невысокого достатка. Гена живет в полуразвалившемся флигеле, семья его дочери – в тесной квартире со старыми коврами. А про достаток дворника, думаю, говорить не надо.
В то же время Шапокляк (вообще-то хозяйку конфетной фабрики зовут Риммой, но хочется звать ее по старинке) – купается в роскоши. Она способна купить все: хоть чей-то магазин, хоть жирафа, хоть Чебурашку.
С другой стороны, все отечественное и старое – у «хороших». Дендрарий, в котором работает Гена, сделан под советские времена, особенно это заметно по стилизованному под старину дизайну тележки с мороженым (таких, говорят, много в Москве, хотя фильм проходит в другом городе). Лавка его дочери – тоже старомодна, не говоря уже про ее квартиру.
А вот у Шапокляк – огромная иномарка, которую она паркует на газоне с цветами, и особняк в лучших западных традициях. Даже повар-иностранец – единственный из подручных Шапокляк, кто в открытую нападает на друзей.
Ну и апофеоз идеи, что все заграничное – плохое, это начало. В нем злобные бородатые испанцы ставят на Чебурашку ловушки и пытаются прибить его лопатой.
Это смешно, потому что кино в открытую подражает зарубежным картинам.
К примеру, «Приключения Паддингтона». Пушистый обаятельный зверек, любящий апельсины (точнее, джем из них), поселяется у простой семьи. И на него начинает охотится вредная тетка-блондинка.
Точно так же можно описать сюжет «Чебурашки»! Только тут злодейку интересует еще и рецепт джема, то есть, шоколада, который готовит дочь Гены.
Вообще, весь фильм загибаешь пальцы, из каких западных картин что позаимствовали. Хорошая новость – хватит пальцев одной руки.
Шапокляк под копирку переписана со Стервеллы де Вилль из «101 далматинца». Богатая, претенциозно одевается, живет в особняке и думает, что ей все можно и все принадлежит. Ее помощники – подхалимы и лизоблюды. Она их постоянно унижает.
Дочь Гены хранит в лавке «секретную формулу» шоколада – оммаж к «Губке Бобу».
А под конец фильм превращается в «Дамбо», ведь Чебурашка умеет планировать при помощи ушей.
Рекламная кампания напирает, что фильм «от создателей Последний Богатырь» (так и написано, без особого склонения). То есть – напрямую сравнивают кино с этим былинным фэнтези-блокбастером. На деле же «Чебурашка» ближе к другой работе режиссера – «Супер-Бобровы».
Весь сюжет строится на неприятностях и отношениях отдельно взятой семьи, а Чебурашка им если не «сбоку-припека», то своеобразный костыль. Гена от души рад Чебурашке только под конец, а вначале всеми силами старается избавиться от него. А потом все же вынужденно, но продает его Шапокляк.
Чебурашка непонятным образом учит говорить пятилетнего внука Гены (этот момент оставлен за кадром), что мирит Гену с его дочерью.
Ну и под конец Чебурашка вновь фантастическим образом спасает внука Гены от смерти. Что же до вражды семьи Гены с Шапокляк – они не поделили шоколадный бизнес. Добавление Чебурашки, которого Шапокляк хочет отдать внучке, делает линию конфликта избыточной.
Вообще, комедиям свойственно прощать ненужные моменты. Но тут на полном серьезе «драма» чуть ли не второй жанр! Старый садовник Гена давно в ссоре с дочерью, ведь после смерти матери отдал ее на воспитание к тете. Потом показывают, как погибла мать, и от этого становится еще грустнее.
Таких депрессивных моментов в фильме хватает. Даже под конец, когда Шапокляк расскажет про свои сложные семейные отношения и расплачется.
Эти эпизоды подаются внезапно, резко, как обухом по лбу. Это как-то не вяжется с основным юмористическим настроем.
Момент, когда за Чебурашкой с улюлюканьем гонится толпа детей, напрягает. Травля - это как-то чересчур.
Не радует, что герои постоянно хамят. Гармаш с самого начала беспричинно груб с коллегами, которые определенно желают ему добра. Даже окатывает начальницу из шланга за компанию с Шапокляк. С родственниками Гена подчеркнуто любезен, но затаившая обиду дочь относится к нему как к пустому месту. И когда Гена спасает ее бизнес, отдав взамен Чебурашку, она бросает в духе – только и умеешь, что близких предавать.
Оригинал был полон трогательного обмена фраз между Геной и Чебурашкой. Здесь Чебурашка говорит мало, да и Гена красноречием не выделяется. Юмор часто строится на том, что что-то ломается, кто-то получает по морде и т.д. В духе второсортных комедий – ударить лопатой друга, потому что враг прячется за его затылком. Не говоря уже о шутках про испражнения.
Ну и каков же идиотизм – хранить книгу рецептов на видной полке в магазине, да еще всем о них рассказывать. Про разницу и стоимость производства домашнего и фабричного шоколада промолчу. А в конце запускают ракету, которая чуть не убивает ребенка, что уже совсем не смешно.
Что же до Риммы-Шапокляк. В оригинале она была коварной, но веселой и обаятельной старухой. Здесь же она почти до конца просто зловредная.
Для меня стало шоком, когда я узнал, что Шапокляк сыграла Елена Яковлева. Я же ее помню еще со времен «Плюмбума», «Интердевочки» и «Каменской»! Возможно, если бы знал наперед – ее персонаж меньше меня бесил. Впрочем, под конец ее даже жалко, но она исправляется будто по мановению волшебной палочки. Ее духовное преображение осталось где-то за кадром.
Что хочется похвалить, так это модель Чебурашки. Дизайн сильно не испортили, мех и анимация реалистичны. А вот жираф в особняке у Шапокляк – сразу видно, что компьютерный, и не лучшего качества.
Впечатлили моменты с Геной из прошлого. На самом деле актер более или менее похож на Гармаша. В зарубежных фильмах просто бы омолодили компьютерной графикой, а тут смотрится не хуже.
Больше всех порадовал персонаж Федора Добронравова, никому зла не делающий. Хотя уже после просмотра задумался, что он, возможно, нелегально торгует животными из зоопарка.
Странное ощущение, весь фильм – в шероховатостях, но смотрится с интересом, а концовка радует. Гармаш трогательно и душевно поет «Пусть бегут неуклюжи», воскрешая воспоминания о настоящем «Чебурашке». Да и идея довольно здравая: Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Победа условного Добра над условным Злом достигается не насилием, а достижением взаимопонимания обеих сторон.
В принципе, и новый фильм неплох на фоне других отечественных картин. Детям нравится. Главное, чтобы у создателей не закружилась голова от успеха – и продолжение вышло бы еще лучше, а не повторяло прошлую часть.
Спасибо за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию!Другие кинообзоры можно найти в отдельной рубрике.