Жёлтый цвет на железных дорогах является особым цветом. Им нельзя красить что попало. Так например изоляцию стыков и накладок стараются прокрашивать краской не жёлтого цвета. И связано это с тем, что жёлтым цветом окрашиваются некоторые рельсы.
Дело в том, что на некоторых ж/д узлах и развязках оборудованы специальные станции весового контроля подвижного состава. На них взвешиваются вагоны и локомотивы. Причём взвешиваются они поосно. Т.е. можно узнать вес каждой тележки в отдельности и вместе.
Так вот жёлтой краской обычно окрашиваются так называемые тензометрические взвешивающие рельсы. Это такие рельсы, к которым подсоединены специальные датчики. И чтобы этот участок весового контроля было проще найти, и чтобы он был заметнее издалека, было принято решение окрашивать эти рельсы в жёлтый цвет. Потому что он хорошо контрастирует на общем фоне.
Как можно видеть, эти жёлтые весовые рельсы крепятся не к шпалам, а к специальному фундаменту, который лежит на насыпи. Внутри этих серых ящиков находится взвешивающее оборудование.
Когда колёсные пары в составе тележки наезжают на такие жёлтые рельсы. то они прогибаются. По степени прогиба датчики определяют вес и отправляют эти данные через микроконтроллеры в обрабатывающий центр. Так можно узнать не только вес состава, локомотивов, и вагонов, но и развесовку вагонов по их тележками и даже осям.
А разница между двумя рельсами показывает ещё и продольный перекос груза в вагоне. Не знаю, зачем нужна такая точность и детализация развесовок, но железнодорожникам виднее.
Однако сооружение такого массивного основания стоит недёшево. И с целью удешевления железнодорожных весов специалисты пошли ещё дальше.
Так среди окрашенных в жёлтый цвет рельсов можно встретить ещё и рельсы синего цвета. Они выделяются среди остальных довольно странными жёлтыми накладками. Особенно хорошо они контрастируют с обычными соединительными накладками цвета ржавчины.
Эти жёлтые накладки не стоит путать с обычными пластиковыми изолирующими накладками для стыковки рельсовых плетей. Потому что эти накладки тоже являются весовыми датчиками.
Они соединены кабелями, которые приходят на микроконтроллерное устройство для обработки аналоговых сигналов в цифровые и последующей передачи.
Эти ж/д весы хороши тем, что они размещаются на обычных шпалах, и им не нужна фундаментная опора-основание. Они работают почти также: рельс прогибается под тяжестью колёсных пар, и датчики переводят эту величину изгиба в данные о весе. Плюс ко всему здесь на шпалах по центру колеи размещается стальная планка.
Среди всего этого многообразия ж/д весов есть и такие датчики-накладки, которые просто крепятся на обычные неокрашенные ни в какой цвет рельсы. Другое дело, что сами накладки всегда либо жёлтые, либо жёлтые с чёрным. Обрабатывающие ящики тоже жёлтого цвета.
Здесь же нужно отметить, что такое современное взвешивающее оборудование устанавливается на любые пути, даже на железную дорогу с деревянными шпалами.
Так что если увидите, что на железной дороге есть жёлтые рельсы или накладки, значит это участок весового контроля.