Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Тропари второй песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 4.2

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 3.1; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 3.2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 4.1

Еще тропари второй песни канона отсылают нас к ветхозаветной скинии. Напомню, скиния ― это палаточный, переносной храм, который по повелению Божьему сотворил Моисей в пустыне, когда они путешествовали. И эта скиния стояла посреди стана, весь Израиль размещался вокруг нее. И вся религиозная, духовная, а по сути, общественная жизнь была сосредоточена именно вокруг этой скинии, палаточного храма. Конечно, она была всячески украшена. Там стояли жертвенники, священные сосуды. Всё это было сделано лучшими мастерами того времени насколько это было возможно по тем технологиям. Украсили резцами, золотом. И вот тропарь, который отсылает нас именно к этой скинии.

«Внешним прилежно благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев Богообразную скинию».

«Попекохся», то есть имел попечение, заботу. Я позаботился прилежно об одном только, о внешнем благоукрашении, но презрел внутреннюю Богообразную скинию. Здесь речь идет о человеке. И телесность, наша внешность ― это и есть то, о чем мы позаботились особо сильно, тщательно, а внутреннюю скинию своего сердца, в котором должен обитать Господь, мы презрели. «Внутреннюю презрех Богообразную скинию». Не уделил должного внимания, не заботился о своем сердце, о своей душе.

Желая рассказать своим ученикам, как сам Господь заботится о потерянном человеке в духовном смысле слова, как Он его ищет и как радуется, когда найдет, и что именно так должна Церковь Его поступать, Господь приводит такой пример.

Женщина, которая имеет десять драхм (серебряных монет), если вдруг потеряет одну драхму, то зажигает светильники и начинает мести комнату, искать, пытается найти ее. И когда обретает ее, радуется о ней больше, чем о тех, которые не потерялись. Вот так же и Господь. Чтобы найти человека, Он зажигает светильники, заботится, ищет и, найдя, радуется об этом человеке больше, чем о тех, кто не терялся. Вот тропарь канона Андрея Критского на эту тему.

«Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму, взыскав, обрящи».

«Перваго образа». Меня Господь сотворил по образу Своему, и вот этот образ Божий во мне свят, чист, непорочен. Это и есть доброта. И вот эту доброту, эту святость, эту непорочность я своими страстями погребох, то есть завалил своими страстями подобно тому, как потерявшаяся драхма могла попасть в пыль (полы-то земляные были).
«Юже яко иногда драхму, взыскав, обрящи». Красота первого моего образа покрыта страстями. И вот эту красоту, Ты, как когда-то драхму поискав, так же найди.

Еще одна тема ― это Давид и Вирсавия. Само событие мы рассматривали, когда знакомились с пятидесятым псалмом в курсе утренней молитвы. Итак, перейдем непосредственно к самой песне тропаря.

«Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами».

«Поползохся» ― проявил поползновение. «Яко Давид» ― как Давид. «И осквернихся» ― осквернил свое сердце, свою душу.
«Но омый и мене» ― но омой и меня, Спасе, слезами. Чьими слезами? Он обо мне будет плакать, или я должен плакать? По идее, я должен плакать. Почему же я прошу, чтобы Спаситель омыл меня слезами? Я прошу, чтобы Он их мне даровал, чтобы даровал умиление, сокрушение сердечное, чтобы слезами своими омыть мне собственную скверну и собственное беззаконие.

И рассмотрим еще одну притчу, к которой отсылают нас тропари канона. Притча о мытаре и фарисее. Кто такой фарисей, мы с вами рассмотрели. Напомню, фарисей ― это ревнитель благочестия, который старался выполнять все законы, предписания, правила, но при этом в душе был жутким лицемером, эгоистом и гордецом. А кто такой мытарь? Мытарь ― это сборщик податей. Причем он собирал подати в пользу римского цезаря, поскольку во времена Иисуса Христа это была территория Римской империи.

Мытари ― местные жители, которых назначали сборщиками податей. Задачей их было собрать налоги и следить за тем, чтобы население было лояльно по отношению к римской власти. Как народ воспринимал мытарей? Наверное, так же, как во времена фашистской оккупации. Когда фашисты заняли наши территории, они из местных ставили полицаев. Вот как к этим полицаям относились, примерно такое же отношение было и к мытарям. А фарисей, с точки зрения простого народа, ― благочестивый (как бы благочестивый) праведник, который всё соблюдает, всё выполняет.

То есть это две противоположности: фарисей ― это «лучший» представитель своего народа, а мытарь ― «худший». Вот такие два разных человека зашли в церковь помолиться. Фарисей встал и молился: «Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как другие люди: грабители, прелюбодеи, грешники или как этот мытарь. Молюсь, пощусь дважды в неделю, десятину даю, всё соблюдаю». Обратите внимание, фарисей ведь не себе приписал заслугу, что мол, я такой молодец. Он говорит: «Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как другие люди». И дальше приводит то, в чем он не такой. А мытарь не смел поднять глаз. Только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному». И Господь, заканчивая эту притчу, делает такой вывод: «Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей)» (Лк.18:14). Он и фарисея не сильно-то осудил, но мытарь и молитва мытаря Богу более близка и приятна, нежели молитва фарисея.

Самого мытаря Господь не оправдывает, не говорит, что он молодец, что все должны быть, как мытарь. Какой образ жизни вели мытари? Они ведь собирали подати не за идею, а исключительно из материальных благ. Они про себя, родных, не забывали. Естественно, обижали народ, как хотели, и были презираемы этим народом. С точки зрения нравственности мытарь ― это человек совершенно безнравственный. А вот к фарисею с этой точки зрения никаких претензий: он не вор, не прелюбодей, не убийца. Он молится, постится, десятину дает. Просто безупречный человек! Ну да, имеет какую-то гордость, какое-то лицемерие, ну и что? Вот такие они разные, фарисей и мытарь. И не оправдывая мытаря, Господь, тем не менее, говорит, что он в дом свой пойдет более услышанным, более оправданным, нежели фарисей, потому что всякий, кто себя возносит, будет смирен, а кто смиряет себя, будет вознесен.

Дело в том, что в этой притче как бы соприкасаются и вступают в конфликт такие понятия, как духовность и нравственность. С точки зрения нравственности фарисей молодец, но духовность у него никакая. А вот мытарь наоборот: у него никакая нравственность, но с духовностью у него более-менее в порядке. По крайней мере, он правильно воспринимает самого себя, правильно оценивает свою собственную жизнь, предстоит пред Богом несмотря ни на что. Молится, сожалея глубоко о себе, о своей жизни, не имея, может быть, внутреннего стержня, внутренней силы, чтобы как-то изменить эту жизнь, но он взывает к Богу и говорит: «Боже, милостив буди мне грешному».

А теперь давайте обратимся к тексту тропаря.

«Очисти, якоже мытарь вопию Ти, Спасе, очистя мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе».

Как мытарь вопию Тебе, очисти, Спасе, очисти меня, потому что никто из потомков Адама не согрешил Тебе, как я.

Здесь мы опять сталкиваемся с той мыслью, о которой уже говорили, что такое ощущение ― это не объективное, а субъективное восприятие. Когда человек кается пред Богом и когда он оплакивает свои грехи, он их воспринимает как огромные, самые страшные. Никто так не согрешил, как я ― вот так человек себя воспринимает.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.