Найти тему
Английский с Алекс Дар

Как будут оценивать устную часть в ОГЭ по английскому в 2023? Все нюансы в одной статье.

Оглавление

Продолжаю разбирать рекомендации для экспертов по оценки ОГЭ в 2023 году. Про email можно почитать в этой статье. Сегодня устная часть. Напоминаю, что полные критерии оценивания и схемы для экспертов можно скачать вместе с демоверсией на сайте ФИПИ.

Что входит в устную часть в ОГЭ?

  1. Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера (110 - 130 слов), базовый уровень сложности, 2 балла.
  2. Условный диалог-расспрос (восприятие со слуха 6 вопросов), повышенный уровень сложности, 6 баллов.
  3. Монологическое высказывание, базовый уровень сложности, 7 баллов.

Максимальный балл: 15 баллов, длительность: 15 минут.

Устная часть сдаётся в специальной программе. Есть бесплатные онлайн-тренажеры, которые полностью имитируют данную программу. О том, где можно потренироваться читайте в этой статье.

Шаг первый

Эксперты прослушивают ответ на задание 1 (рекомендуется не более двух раз), фиксируют ошибки в дополнительной схеме, затем выставляют итоговы балл.

-2

По мере слушания записи эксперты отмечают в дополнительной схеме негрубые ошибки маленькими палочками, грубые – большими.

Участник экзамена должен показать, что он понимает то, что читает. Делается это с помощью интонации: паузы в правильных местах, фразовое ударение, движение тона. Также его должно быть легко воспринимать слушателю.

Фонетические навыки:

  • Нужно произносить слова без грубых ошибок. Грубые ошибки - это те, которые искажают смысл слова. Например, ship – sheep. Сюда же относится неправильное произношение, например, когда put произносится как cut, или science – с двумя согласными в начале.
  • Нужно правильно произносить долгие и краткие гласные ([ɑː] – [ʌ], [iː] – [ɪ]; [ɔː] – [ɒ]; [u:] – [u]), межзубные ([ ð ]/ [ θ ]), фрикативные ([z]/[s]) и губные ([w] - [v]) согласные, владеть linking r (например, there is, where are).
  • Нужно правильно использовать сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.

Навыки в области интонации:

  1. Расстановка пауз - правильно делить текст на смысловые группы.
  2. Расставлять фразовое ударение – чередовать ударные и неударные слова;
  3. Владеть нисходящим тоном (для законченной смысловой группы) и восходящим тоном (при перечислении).
-3

Как оценивают если ... ?

  • Если не успел дочитать 2-3 слова - задание проверяется.
  • Если не дочитано более 3-х слов, задание НЕ проверяется: ноль баллов.
  • Если при чтении пропущено одно слово - это одна грубая ошибка, два слова - две грубые ошибки и т.д.
  • Если пропущена строка - ноль баллов.
  • Если добавляют артикли, там, где их нет - это ошибка, но не грубая.

Каждый пропуск слова считается отдельно и не является повторяющейся ошибкой. Повторяющиеся ошибки - это только ошибки в произношении одного и того же слова. Каждое недочитанное слово и вставление слогов - это ошибки.

Шаг второй

-4
  • Если есть полный ответ на вопрос и языковые погрешности не затрудняют восприятия - 1 балл.
  • Если ответ не дан, или ответ не соответствует вопросу, или языковые ошибки затрудняют понимание - 0 баллов.

Что оценивают в 0 баллов?

  1. Неразвернутые (Not many или Sure), неполные и неточные ответы;
  2. Когда вместо ответов дают фрагменты топиков, часто состоящие из 5-7 предложений;
  3. Когда допускают фактические ошибки в ответе;
  4. Когда делают слишком большую паузу после вопроса или между своими фразами и не укладываются в 40 секунд;
  5. Когда вместо связного предложения произносят отдельные слова и словосочетания;
  6. Когда не учитывают при ответе видовременную форму глагола, которая использовалась в вопросе. Ошибка, если например, «Какие фильмы ты любил в детстве?» дается ответ «Я люблю фильмы о приключениях». К тому же типу ошибок относится вопрос «Would you like» – в ответе «I like».
  7. Когда допускают многочисленные лексико-грамматические ошибки, показывая, что не достигли уровня А2.

Эксперты прослушивают запись один-два раза и оценивают каждый ответ отдельно.

Вот примеры ответов на НОЛЬ баллов:

What is your favourite day of the week? Why do you like it?
Student: My favourite day on the week is … is Sunday … because it’s my day-off and I can … doing something for myself.

Длительные паузы внутри предложения нарушают его целостность, мешают восприятию. Допущена грамматическая ошибка can … doing, что мешает пониманию.

How do you usually spend your weekends?
Student: I usually spend my weekends with my family. Also I playing the guitar.

Ответ по содержанию соответствует вопросу, но содержит грубые грамматические ошибки уровня начальной школы: во втором предложении нужна форма Present Simple, а форма Present Continuous образована неправильно.

What sport or hobby do you think you might like to try in the future?
Student: I would like to try surfing because it’s interesting and I never [sou] do ocean…. before.

Непонятна вторая часть из-за лексико-грамматического оформления высказывания.

What would you recommend to a student who wants to make his/ her weekend more interesting?
Student: I can recommend drawing because when you drawing you can explore yourself by your painting.

Ответ по содержанию не соответствует вопросу, лексико-грамматические ошибки препятствуют пониманию.

Шаг третий

-5

Задание 3 "Монолог" оценивается по трем критериям:

  • Решение коммуникативной задачи – 3 балла:

Ответ должен быть полным, раскрывающим содержание всех пунктов плана. Включать все элементы вопроса: WHERE and WHEN, WHAT and WHY. Без фактических ошибок или элементов топика. ФИПИ пишет:

В случае, если в пункте требуется рассказать, принимает ли автор и его друзья участие в волонтерском движении и экзаменуемый отвечает только о себе, например, что он не принимает участие, и не упоминает своих друзей, то это неточный ответ

Объём высказывания должен быть 10–12 фраз на максимальный балл; 2 балла: 8–9 фраз. 1 балла – 6 фраз. Если объем высказывания – 5 и менее фраз, то задание не выполнено, по РКЗ выставляется 0 баллов. Если по РКЗ - ноль, далее задание не проверяется.

  • Организация высказывания – 2 балла:

Важно наличие вступления и заключения, высказывание не должно заканчиваться на середине фразы. Должна быть логичность и правильное использование средств логической связи (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.).

  • Языковое оформление речи – 2 балла:

Балл снижают за лексико-грамматические ошибки: нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний и нарушения в использовании грамматических средств, и за фонетические ошибки.

Эксперты:

  • Слушают ответ не более двух-трех раз;
  • Считать фразы по мере их предъявления в ответе, ставя палочки в дополнительной схеме оценивания;
  • Находят, распознают и квалифицируют языковые ошибки в зависимости от их типа;
  • Не домысливают содержание фраз за экзаменуемого, но в случае сомнения в оценке – трактуют в пользу участника.

На сегодня всё. Stay tuned!

Более подробно о том, как выполнять устную часть ОГЭ можно прочитать в этих статьях:

  1. Устная часть - задание один.
  2. Устная часть - задание два.
  3. Устная часть - задание три.

Пост-навигатор по всем главным статьям.

-6