Продолжаю разбирать рекомендации для экспертов по оценки ОГЭ в 2023 году. Про email можно почитать в этой статье. Сегодня устная часть. Напоминаю, что полные критерии оценивания и схемы для экспертов можно скачать вместе с демоверсией на сайте ФИПИ.
Что входит в устную часть в ОГЭ?
- Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера (110 - 130 слов), базовый уровень сложности, 2 балла.
- Условный диалог-расспрос (восприятие со слуха 6 вопросов), повышенный уровень сложности, 6 баллов.
- Монологическое высказывание, базовый уровень сложности, 7 баллов.
Максимальный балл: 15 баллов, длительность: 15 минут.
Устная часть сдаётся в специальной программе. Есть бесплатные онлайн-тренажеры, которые полностью имитируют данную программу. О том, где можно потренироваться читайте в этой статье.
Шаг первый
Эксперты прослушивают ответ на задание 1 (рекомендуется не более двух раз), фиксируют ошибки в дополнительной схеме, затем выставляют итоговы балл.
По мере слушания записи эксперты отмечают в дополнительной схеме негрубые ошибки маленькими палочками, грубые – большими.
Участник экзамена должен показать, что он понимает то, что читает. Делается это с помощью интонации: паузы в правильных местах, фразовое ударение, движение тона. Также его должно быть легко воспринимать слушателю.
Фонетические навыки:
- Нужно произносить слова без грубых ошибок. Грубые ошибки - это те, которые искажают смысл слова. Например, ship – sheep. Сюда же относится неправильное произношение, например, когда put произносится как cut, или science – с двумя согласными в начале.
- Нужно правильно произносить долгие и краткие гласные ([ɑː] – [ʌ], [iː] – [ɪ]; [ɔː] – [ɒ]; [u:] – [u]), межзубные ([ ð ]/ [ θ ]), фрикативные ([z]/[s]) и губные ([w] - [v]) согласные, владеть linking r (например, there is, where are).
- Нужно правильно использовать сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.
Навыки в области интонации:
- Расстановка пауз - правильно делить текст на смысловые группы.
- Расставлять фразовое ударение – чередовать ударные и неударные слова;
- Владеть нисходящим тоном (для законченной смысловой группы) и восходящим тоном (при перечислении).
Как оценивают если ... ?
- Если не успел дочитать 2-3 слова - задание проверяется.
- Если не дочитано более 3-х слов, задание НЕ проверяется: ноль баллов.
- Если при чтении пропущено одно слово - это одна грубая ошибка, два слова - две грубые ошибки и т.д.
- Если пропущена строка - ноль баллов.
- Если добавляют артикли, там, где их нет - это ошибка, но не грубая.
Каждый пропуск слова считается отдельно и не является повторяющейся ошибкой. Повторяющиеся ошибки - это только ошибки в произношении одного и того же слова. Каждое недочитанное слово и вставление слогов - это ошибки.
Шаг второй
- Если есть полный ответ на вопрос и языковые погрешности не затрудняют восприятия - 1 балл.
- Если ответ не дан, или ответ не соответствует вопросу, или языковые ошибки затрудняют понимание - 0 баллов.
Что оценивают в 0 баллов?
- Неразвернутые (Not many или Sure), неполные и неточные ответы;
- Когда вместо ответов дают фрагменты топиков, часто состоящие из 5-7 предложений;
- Когда допускают фактические ошибки в ответе;
- Когда делают слишком большую паузу после вопроса или между своими фразами и не укладываются в 40 секунд;
- Когда вместо связного предложения произносят отдельные слова и словосочетания;
- Когда не учитывают при ответе видовременную форму глагола, которая использовалась в вопросе. Ошибка, если например, «Какие фильмы ты любил в детстве?» дается ответ «Я люблю фильмы о приключениях». К тому же типу ошибок относится вопрос «Would you like» – в ответе «I like».
- Когда допускают многочисленные лексико-грамматические ошибки, показывая, что не достигли уровня А2.
Эксперты прослушивают запись один-два раза и оценивают каждый ответ отдельно.
Вот примеры ответов на НОЛЬ баллов:
What is your favourite day of the week? Why do you like it?
Student: My favourite day on the week is … is Sunday … because it’s my day-off and I can … doing something for myself.
Длительные паузы внутри предложения нарушают его целостность, мешают восприятию. Допущена грамматическая ошибка can … doing, что мешает пониманию.
How do you usually spend your weekends?
Student: I usually spend my weekends with my family. Also I playing the guitar.
Ответ по содержанию соответствует вопросу, но содержит грубые грамматические ошибки уровня начальной школы: во втором предложении нужна форма Present Simple, а форма Present Continuous образована неправильно.
What sport or hobby do you think you might like to try in the future?
Student: I would like to try surfing because it’s interesting and I never [sou] do ocean…. before.
Непонятна вторая часть из-за лексико-грамматического оформления высказывания.
What would you recommend to a student who wants to make his/ her weekend more interesting?
Student: I can recommend drawing because when you drawing you can explore yourself by your painting.
Ответ по содержанию не соответствует вопросу, лексико-грамматические ошибки препятствуют пониманию.
Шаг третий
Задание 3 "Монолог" оценивается по трем критериям:
- Решение коммуникативной задачи – 3 балла:
Ответ должен быть полным, раскрывающим содержание всех пунктов плана. Включать все элементы вопроса: WHERE and WHEN, WHAT and WHY. Без фактических ошибок или элементов топика. ФИПИ пишет:
В случае, если в пункте требуется рассказать, принимает ли автор и его друзья участие в волонтерском движении и экзаменуемый отвечает только о себе, например, что он не принимает участие, и не упоминает своих друзей, то это неточный ответ
Объём высказывания должен быть 10–12 фраз на максимальный балл; 2 балла: 8–9 фраз. 1 балла – 6 фраз. Если объем высказывания – 5 и менее фраз, то задание не выполнено, по РКЗ выставляется 0 баллов. Если по РКЗ - ноль, далее задание не проверяется.
- Организация высказывания – 2 балла:
Важно наличие вступления и заключения, высказывание не должно заканчиваться на середине фразы. Должна быть логичность и правильное использование средств логической связи (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.).
- Языковое оформление речи – 2 балла:
Балл снижают за лексико-грамматические ошибки: нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний и нарушения в использовании грамматических средств, и за фонетические ошибки.
Эксперты:
- Слушают ответ не более двух-трех раз;
- Считать фразы по мере их предъявления в ответе, ставя палочки в дополнительной схеме оценивания;
- Находят, распознают и квалифицируют языковые ошибки в зависимости от их типа;
- Не домысливают содержание фраз за экзаменуемого, но в случае сомнения в оценке – трактуют в пользу участника.
На сегодня всё. Stay tuned!
Более подробно о том, как выполнять устную часть ОГЭ можно прочитать в этих статьях:
- Устная часть - задание один.
- Устная часть - задание два.
- Устная часть - задание три.
Пост-навигатор по всем главным статьям.