1960-е – 1970-е годы
СССР, Дальний Восток
При подготовке к осуществлению чекистских мероприятий на случай возникновения новых особых условий органы госбезопасности Приморья исходят из оперативной обстановки в крае и соответствующих директивных указаний Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР,
На территории края дислоцируются штабы, соединения и части Советской Армии, Краснознаменного Тихоокеанского флота, пограничные войска, размещены предприятия судостроительной и авиационной промышленности, выпускающие оборонную продукцию. По участку Дальневосточной железной дороги, проходящей местами вблизи границы с КНР, осуществляются воинские перевозки.
В г. Находка функционируют генеральные консульства Японии (закрыто в 1991 году) и КНДР (закрыто в 2016 году). Японское консульство фактически является центром деятельности японской и американской разведок на Дальнем Востоке. Включённые в его состав разведчики ведут визуальное наблюдение за интересующими их объектами, осуществляют разведывательные опросы коммерсантов и некоторых членов экипажей японских торговых судов, занимаются аналитической обработкой местной прессы, изучают положение на советско-китайской границе.
По территории края транзитом проезжают иностранные дипломаты, туристы, члены различных делегаций, представители торговых фирм. Их количество из года в год увеличивается. Если в 1969 году по территории Приморского края проследовало 17 тысяч иностранцев, то за 9 месяцев 1970 года—22 тысячи. Включаемые в число этих иностранцев разведчики и агенты противника предпринимают попытки к получению информации о дислокации воинских частей, местах нахождения промышленных предприятий и выпускаемой ими продукции.
Дальневосточный морской бассейн является крупнейшим в стране, 300 судов Дальневосточного пароходства совершают рейсы в порты 50 государств мира. Суда рыбопромыслового флота ремонтируются в иностранных портах, ведут промысел у берегов капиталистических государств.
Находкинский торговый порт ежегодно принимает до 500 иностранных судов, главным образом японских. Иностранцы-транзитники, моряки, коммерсанты, иностранные военнослужащие устанавливают широкие связи с советскими гражданами. Часть из этих связей заслуживает оперативного внимания.
В Приморье проживает значительное количество реэмигрантов (около 400 человек), репатриантов (свыше 1000 человек), лиц, отбывших наказание за особо опасные государственные преступления. Под воздействием антисоветских радиопередач зарубежных радиостанций отдельные неустойчивые элементы из их числа становятся на путь враждебной деятельности.
Не прекращаются нарушения границы со стороны КНР и КНДР, в советских территориальных водах задерживаются рыбопромысловые суда Японии, ведущие незаконный лов рыбы.
Нарушения границы и вооруженные провокации со стороны КНР вынудили Советское правительство принять меры к укреплению дальневосточных рубежей. В 1969 году в приграничных районах края дополнительно создано 8 районных аппаратов УКГБ.
В соответствии с оперативной обстановкой и указаниями КГБ при СМ СССР управление принимает меры к созданию условий для активизации контрразведывательной деятельности в особый период*. Совместно с разведывательными отделами пограничных войск особыми отделами КГБ в пограничных районах определены вероятные направления движения нарушителей границы, участки возможных военных провокаций. Создаются предпосылки к расширению и укреплению агентурного аппарата.
Органы государственной безопасности Приморья организуют выявление и проверку враждебно настроенных местных жителей, учитывают и изучают лиц, прибывших из других районов, если имеются данные, что они вынашивают изменнические и иные враждебные намерения.
Для организации мероприятий по розыску и захвату диверсионно-разведывательных групп и агентов противника территория края разбита на 25 секторов. Применительно к каждому сектору разработаны подробные планы совместных действий подразделений УКГБ, УВД, особых отделов, пограничных войск, частей и соединений армии и флота. В этих же целях, а также для усиления охраны особо важных промышленных и транспортных объектов и решения других оперативных задач в особый период при всех городских и районных аппаратах УКГБ по согласованию с партийными органами в 1969 году созданы боевые отряды численностью 25—30 человек, возглавляемые оперативными работниками. С личным составом этих отрядов проводятся тактические учения в обстановке, приближенной к боевой, практические стрельбы, изучается материальная часть оружия, топография.
В связи с введением в ряде районов края дополнительных пограничных зон пересмотрены распределение обязанностей между райотделениями КГБ и пограничниками и организация оперативной работы в ряде приграничных населённых пунктов. В качестве резерва пограничными войсками созданы боевые группы из советско-партийного и комсомольского актива пограничных сел. С этими группами тоже проводятся военные занятия.
* Особый период
1) промежуток времени, в течение которого в целях отражения готовящегося вооруженного нападения противника особенно интенсивно осуществляется непосредственная подготовка страны, ее Вооруженных Сил и органов государственной безопасности к войне;
2) правовой режим, допускающий применение установленных советским правом определенных чрезвычайных мер (см. Чрезвычайные меры охраны государственной безопасности и общественного порядка).
Особый период вводится решением Совета Министров СССР в случае реальной угрозы нападения извне. Объявление Особого периода означает немедленное введение в действие планов гражданской и местной обороны. Основная цель введения Особого периода заключается в предотвращении или максимальном сокращении пагубных последствий нападения агрессора с воздуха с применением ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия. Чрезвычайными мерами, допускаемыми в Особый период, являются: эвакуация (рассредоточение); скрытая или открытая, частичная или всеобщая мобилизация; меры, обеспечивающие бесперебойную работу предприятий, остающихся и данной местности, и проведение спасательных и неотложных восстановительных работ в очагах поражения. Возможно также применение иных чрезвычайных мер, указанных в правовых актах, которые могут быть обнародованы с объявлением Особого периода.
Честно говоря не знал что на Дальнем Востоке у нас вводился Особый период.
(Источник: Мазеркин Ю.П.)