Книга мемуаров, часть 54
Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани, один из отцов татарстанского суверенитета Рафаэль Хакимов издал книгу мемуаров под названием «Бег с препятствиями по пересеченной местности». В аннотации к ней указано: «Воспоминания о пройденном пути до и вместе с Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Книга рассчитана на всех, кто интересуется современной историей». «Миллиард.Татар» продолжает публикацию этой работы с разрешения автора.Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49, часть 50, часть 51, часть 52, часть 53.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛА
С чего начинать?
В советское время любые контакты чиновников из Татарстана с представителями иностранных государств жестко пресекались. Однако республика нуждалась во внешних связях для сбыта товаров, экономического сотрудничества и поддержки соотечественников за рубежом.
Татарстан всегда много производил товаров на экспорт, но имел ограничения во внешних связях. Существенным был и другой фактор - татарский. Дело в том, что татары разбросаны по разным республикам и странам. Особенно их много в Центральной Азии.
Мы с Акуловым с ведома Президента решили прорвать блокаду. Тимур поехал по арабским странам, я направился в Эстонию, тогда самую продвинутую республику, к тому же настроенную очень независимо. Доехал до Таллина, вышел на вокзале и думаю, с чего бы начать? В Таллине жил знакомый эстонец, его женой была татарка из Казани, сам он некоторое время жил в Казани и даже у нас защитил диссертацию, т.е. был откровенным союзником, можно сказать, почти земляком. С него и начал. Без особых церемоний мы нашли подходы к МИД Эстонии и переговорили о заключении соглашения об экономическом сотрудничестве. Тогда протокольные дела еще не стали столь важным элементом международных связей.
Дома я взял за основу Договор России с Францией, опубликованный в официальных газетах. У меня не было юридического образования и опыта работы на международном уровне. Поэтому я посчитал, что российские и французские эксперты писали с пониманием своего дела. По тексту убрал намеки на независимость, в конце добавил должности руководителей республики. Впоследствии эта «болванка» стала основой многих соглашений, просто меняли заголовок и подписи внизу.
Все складывалось как нельзя лучше, мы подготовили проект двустороннего соглашения, однако именно на это время Москва назначила переговоры с Эстонией о выводе советских войск. Естественно, специально с тем, чтобы сорвать процедуру подписания соглашения между Таллином и Казанью. Эстонские товарищи извинились за «форс мажор», вывод войск для них был событием исключительной важности.
Мы с Лихачевым Василием Николаевичем (в то время вице-президентом) направились в Литву, конфликтовавшую с Москвой, а потому благосклонно наблюдавшую за поведением Татарстана. «Эстонские» документы там и пригодились. В Каунасе открыли представительство Татарстана. Все делалось в тайне. Российское посольство сидело в Вильнюсе и ничего не подозревало. Табличку и флаг Татарстана заранее не вешали. Только когда подъехало несколько зарубежных телеканалов, в торжественной обстановке водрузили флаг и прикрутили табличку. Прорыв в западном направлении состоялся.
МИД страны рассылало телеграммы в российские посольства в зарубежных странах с требованием препятствовать деятельности татарстанских представителей за рубежом. Мы в содействии МИДа не нуждались. Конечно, с нашей стороны это была самодеятельность, но в политике признается только то, что ты отвоевал, центр никогда добровольно не предоставляет права. Вот, мы и пошли на прорыв.
Затем была Венгрия, с которой был солидный торговый оборот. В восточном направлении первое соглашение было подписано с Узбекистаном. Там было много татар, они в годы «перестройки» начали возвращаться в Татарстан, Башкортостан, другие регионы. И Узбекистан, и Татарстан были озабочены потоком мигрантов. В Центральной Азии на то время проживало около 1 млн. татар. В нашу республику ежегодно возвращалось по 20 тыс. человек. Многие из них были высокой квалификации. Для Узбекистана это была потеря квалифицированных работников, а у нас не хватало рабочих мест. Нужно было урегулировать эти процессы. Соглашение с Узбекистаном стало прорывом в восточном направлении.
Впоследствии соглашения подписывались без особых препятствий. Отношение МИДа к нашей деятельности за рубежом стало доброжелательным, они начали Татарстан использовать в отношениях с исламскими странами, ставить в пример другим регионам, даже провели по этому поводу Общероссийское Совещание в Казани с приглашением российских послов в зарубежных странах.
Сегодня международные дела в республике обставлены солидно. Целые отделы занимаются по своим направлениям. А тогда все было просто - папку под мышку и в аэропорт. В самолете можно было подумать о том, как провести переговоры.
Оглядываясь назад, я просто диву даюсь, как это мы успевали во все вникать, принимать решения, а потом сами же исполнять. Нас было три советника Президента, небольшой орготдел, в наградном сидели двое, всем аппаратом руководил один человек, еще была охрана. Пожалуй, и всё. Весь Аппарат составлял не больше 20 человек. У советников не было ни помощников, ни даже секретарши, в экстренном случае я сообщал в приемную президента, где я нахожусь, и как меня найти.
Мы все умещались в старом губернаторском дворце. Там же проходили все республиканские совещания. А ведь это были труднейшие годы, когда мы порой не знали, как сложатся наши судьбы - поедем ли домой или же отвезут куда-нибудь «в клетке», как обещал Р. Хасбулатов.
Постепенно некоторые отделы стали обрастать кадрами и помещениями. Появились секретари, помощники, протокол и т.д. У Акулова появился департамент. А я сидел в полном одиночестве с изрядным объемом работы. Пытался пожаловаться руководителю Аппарата:
- Если уж не помощника, то хотя бы девочку какую-нибудь посадите на телефон, и чтобы за бумагами следила, ведь орготдел жалуется, что на письма не отвечаю.
А он мне:
- Ты еще молодой, девочку сам найдешь.
Пошел к управляющему делами Н.Ф. Козырю:
- Николай Федорович, помогите, дел невпроворот, а от меня все отмахиваются и новыми поручениями нагружают.
А он мне в ответ:
- Рафаэль, не волнуйся всё у тебя в жизни будет.
Наконец, пожаловался на свою судьбу Акулову:
- Руководитель Аппарата отбрил, управделами отмахнулся, Президент сделал вид, что не слышит. Как быть?
Он вместо того, чтобы поддержать, заявил:
- Правильно делают, что не дают тебе помощников, ты и так опасный.
А еще называется товарищ.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/otnosenie-mid-k-deyatelnosti-tatarstana-za-rubezom-stalo-dobrozelatelnym-nas-nacali-ispolzovat-v-svyazyax-s-islamskimi-stranami-3095