Ну и уже традиционно для рубрики «В помощь моделистам» определитель модификаций истребителя «Спитфайр» завершают две статьи о некоторых асах, летавших на этом самолете. «Спитфайр» был самым удачным британским истребителем, и на нем воевало подавляющее большинство асов Британской империи (хотя многие из них в начале войны летали на других, менее совершенных самолетах). А так как о лучших летчиках-истребителях Британии во 2МВ я уже публиковал несколько статей, здесь отобраны не самые «высшие» асы империи, а те, кто или именно на «Спитфайре» добился наилучших результатов, или летал на нескольких моделях этой машины, что позволяет дать «асовские» раскраски по наибольшему числу модификаций. И еще: наиболее известна и широко распространена инфа про асов и их самолеты периода «Битвы за Англию»; поэтому я постарался отобрать в эту статью в основном асов, летавших на «Спитфайрах» более поздних модификаций.
MALAN Adolph
Южноафриканец Адольф Малан (1910-1963) в 14-летнем возрасте начал службу во флоте - стал кадетом на учебном судне «Генерал Бота», а по завершении трехлетнего обучения плавал на торговых судах. Однако со временем у молодого моряка появилось новое увлечение, и в 1935 г. Малан вступил в RAF – Королевские Военно-Воздушные Силы Великобритании. Правда, его флотское прошлое не забылось - сослуживцы дали начинающему летчику прозвище «Морячок», которое сопровождало Малана до самого конца его службы…
Освоив летное дело, «Морячок» в конце следующего года стал пилотом 74-й истребительной эскадрильи, а к концу 1937 г. Адольф дослужился до должности командира звена. Первую воздушную победу Адольф Малан одержал 21 мая 1940 г: в тот день он уничтожил бомбардировщик Ju-88, еще один повредил, а третий был записан ему как неподтвержденная победа. Всего над Францией Малан сбил 3 самолета лично, 2 - в группе и 2 победы не были подтверждены. За эти успехи в июне Адольф был награжден «Крестом за Летные Заслуги» (DFC).
В ходе «Битвы за Англию» Малан заявил об уничтожении 6 неприятельских машин лично и 1 - в группе; еще 3 победы он не смог подтвердить. Наибольшей удачи Адольф добился 28 июля, когда в ходе труднейшего воздушного боя он сбил 2 Мессершмитта-109. В этой схватке Малан впервые руководил действиями всей эскадрильи, и под его командованием англичане уничтожили 4 и повредили 2 вражеские машины, потеряв в бою только 2 самолета. И это при том, что британцам противостояли пилоты JG-51 - лучшей эскадры Люфтваффе того времени! Личный успех «Морячка» был тем более ценен, что один из подбитых им Мессершмиттов пилотировал знаменитый Вернер Мёльдерс. Побежденный немецкий ас на изрешеченном «в сито» истребителе чудом сумел дотянуть до своего аэродрома, после чего его машина была списана из-за больших повреждений. Так в поединке двух выдающихся тактиков победа осталась за Маланом.
Вообще Адольф Малан считается одним из лучших тактиков воздушного боя периода Второй мировой войны. Свои взгляды он изложил в написанном им наставлении - в форме 10 практических советов, которые в годы войны были разосланы по всем авиабазам RAF. В этих советах Малан разъяснял всем британским пилотам свой способ ведения боя и указывал, как одерживать воздушные победы.
До конца года личный счет Адольфа возрос еще на 4 победы, а в начале 1941 – еще на 3 самолета (2 из них - в группе). После этого «Морячок» пошел на повышение: был назначен командиром авиакрыла (авиаполка). Летом 1941 южноафриканский ас показал высокую результативность, уничтожив за неполный месяц 12 Bf.109 лично и 2 в группе. А спустя 2 месяца он выехал в США для изучения организации американской авиации. После возвращения в Англию Малан был назначен шефом Центральной стрелковой школы, затем (в начале 1943) он стал начальником авиашколы в Биггин Хилл. В это время «Морячок» выполнил несколько боевых вылетов, но не добился существенных успехов. Впоследствии Адольф Малан руководил 19-м крылом, а во время высадки в Нормандии он возглавлял 145-е крыло, состоявшее из 3-х французских эскадрилий. С июля 1944 Малан работал в различных авиашколах. Войну «Морячок» окончил со счетом в 28 личных и 7 групповых побед (еще 5 заявленных побед не получили подтверждения).
DUKE Neville
Невилл Дьюк (1922-2007 гг.) – самый результативный британский ас из действовавших на Средиземноморском театре военных действий. В RAF он вступил в 1940 г., а в боевых действиях начал участвовать по завершении обучения с апреля 1941 г. В составе 92-й эскадрильи «Спитфайров» Дюк вылетал в истребительные рейды на Францию ведомым знаменитого аса Адольфа Малана; первую победу он одержал 25 июня над Дюнкерком (сбил истребитель Bf-109). Осенью 1941 г сержант Дюк получил назначение в 112-ю эскадрилью, сражавшуюся в Северной Африке на истребителях Р-40. На «Томагавках» и «Киттихавках» Невилл одержал 8 воздушных побед, прежде чем в ноябре 1942 Дюка не назначили командиром его бывшей 92-й эскадрильей, прибывшей воевать в Тунисе. Летая на Спитфайре» Mk.V, Дюк к лету 1943 одержал в африканском небе еще 14 побед, пока руководство не отправило его на отдых от боев, назначив в июне старшим инструктором тренировочного центра в Абу-Суэйре.
В марте 1944 скадрон-лидер (майор) Дюк возглавил 145-й эскадрон, сражавшийся в Италии на истребителях «Спитфайр» Mk.IX. В Италии Невилл сбил еще 8 вражеских самолетов; а ву сентябре 1944 Дюка перевели в летчики-испытатели, и больше он в боевых действиях не участвовал. Общий счет побед Невилла Дюка за войну составил 26 личных + 2 групповые подтвержденные победы + 1 вероятная (неподтвержденная) победа, а так же 6 поврежденных самолетов противника.
GRAY Сolin
Новозеландец Колин Грей (1914-1995) пытался вступить в RAF еще в 1937 г., однако был забракован медкомиссией. Лишь в 1938 с третьей попытки ему удалось все же пройти медкомиссию; по завершении летной подготовки он получил диплом пилота в октябре 1939 – через месяц после начала Второй мировой войны.
В составе 54-й эскадрильи, вооруженной «Спитфайрами» Mk.I, Грей прикрывал эвакуацию британских войск из Дюнкерка. Над Дюнкерком он и вступил 24 мая 1940 г. в свой первый бой, одержав в нем 2 вероятные (неподтвержденные) победы. Но на следующий день Колин сбил Bf.109, уничтожение которого подтвердили пилоты спасенного им бомбардировщика.
Затем Грей активно участвовал в «Битве за Англию», в ходе которой сбил еще 14 немецких самолетов, за что был награжден «Крестом за летные заслуги». В сентябре потрепанная противником 54-я эскадрилья была отведена на отдых и переформирование, а Грею поручили обучение молодых пилотов. Так что в боевую часть он смог вернуться только летом 1941 г., когда Грей стал руководить 616-й эскадрильей, которая патрулировала северо-восточное побережье Англии – вдали от противника. И вновь вступить в бой Грей смог лишь в январе 1943, после назначения командиром 81-й эскадрильи «Спитфайров» Mk.IX, отправлявшейся воевать в Северную Африку. В Африке с января по май 1943 Колин одержал еще 5 подтвержденных побед и несколько вероятных (разведка предположила, что одним из сбитых немцев был спасшийся на парашюте ас Фридрих-Карл Мюллер, имевший на счету 108 побед). За такую результативность и успешное руководство эскадрильей Колин Грей был награжден «Орденом за выдающиеся заслуги» (DSO). Повышенный в должности до командира 322-го авиакрыла (полка), он руководил его действиями во время вторжения союзников в Сицилию и Италию. Над Италией Грей и одержал свои последние победы 25 июля 1943 г. (2 транспортных Ju.52). Вскоре его отозвали на штабную работу; и хотя до конца войны Колину довелось провести еще несколько спорадических боевых вылетов на Mk.XIV, успехов в них он не достиг.
Окончательный счет Колина Грея за войну составил: 29 подтвержденных побед (27 личных + 2 групповых) и 10 вероятных (6 личных + 4 групповых). Кроме того, еще 12 самолетов противника он повредил. Все победы Грей одержал на истребителях «Спитфайр» Mk.I и Mk.IX.
LACEY James
Джеймс Лейси по прозвищу «Джинджер» (1917-1989) до войны работал фармацевтом; но еще в 1937 г. он в качестве резервиста прошел курс обучения пилотажу, и после начала войны был призван в Королевские Военно-Воздушные Силы. Вместе с 501-й эскадрильей, вооруженной истребителями «Харрикейн», он в 1940 г. сражался против немцев во Франции, а затем активно участвовал в «Битве за Англию». Над Францией и Англией Лейси к ноябрю 1940 одержал 23 подтвержденные победы. Особо он отличился 13 сентября, когда сбил Не.111 из III/KG-27, собиравшийся сбросить бомбы на резиденцию короля - Букингемский Дворец. Однако победы давались летчику нелегко: за время «Битвы» он сам был дважды сбит, и спасался из горящей машины на парашюте.
В начале следующего года 501-я эскадрилья пересела на истребитель Спитфайр Mk.IIA, и на этом самолете Лейси за июль 1941 уничтожил над Северной Францией еще 4 немецких самолета (3 истребителя Bf.109 и 1 гидросамолет Не.59). Затем Лейси получил назначение на должность инструктора в Специальную Инструкторскую Школу, где он делился своим боевым опытом с другими летчиками до весны 1943. В марте 1943 Лейси был направлен в Индию, и до конца войны участвовал в боях над Бирмой против японцев в составе 20-й, 155-й и 17-й эскадрилий – на Спитфайрах Mk.VIII и Mk.ХIV. Последнюю свою победу Лейси одержал 19 февраля 1945 г.:уничтожил японский истребитель Ки-43.
Всего за время 2-й Мировой войны флайт-лейтенант Джеймс «Джинджер» Лейси одержал 28 подтвержденных и 5 вероятных побед; еще 9-ти вражеским самолетам он нанес тяжелые повреждения. Правда, большинства своих побед Лейси добился на «Харрикейне»; на «Спитфайте» он сбил только 5 самолетов. Зато по этому летчику известны раскраски двух модификаций «Спитфайров», по которым довольно трудно встретить подробную информацию о других асах.
STENBORG Gray
Новозеландец Грей Стенборг (1921-1943) вступил в авиацию Новой Зеландии в 1940 г., и после обучения был направлен в Великобританию. В апреле 1942 г. он в составе 111-й эскадрильи в ходе боевых вылетов сбил над Францией на «Спитфайре» Mk.VB четыре FW.190A. Потом в июле — августе 1942 г. в боях над островом Мальта - шесть Bf.109G. Вернувшись с Мальты в Англию, Стенборг в августе—сентябре 1943 г. над Францией сбил на «Спитфайре» Mk.XII один FW.190A и два Bf.109G; кроме того, на его счету была одна групповая победа. Командир звена 91-й эскадрильи флайт-лейтенант Грэй Стенборг пропал без вести (погиб) 24 сентября 1943 г., когда его «Спитфайр» Mk.XII был подбит над Северной Францией во время прикрытия налета бомбардировщиков В-26 на аэродром Бове. Стенборг повернул в сторону Ла-Манша, и сообщил по радио, что пересек линию французского побережья и собирается выпрыгнуть на парашюте. Больше никто его не видел… Всего за время участия в войне Грей Стенборг одержал 14 подтвержденных побед (из них 1 групповая); еще 3 вражеских самолета он повредил.
Определитель модификаций «Плюющего огнем» (01). На Мерлинах
Определитель модификаций «Плюющего огнем» (02). На Гриффонах. Разведка. Палубники
Асы «Плюющих огнем» (02). Пилоты других стран
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории