Найти тему
Петр Власов

Определитель модификаций «Плюющего огнем» (01). На Мерлинах

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

«Spitfire» на английском сленге означает «вспыльчивый»; но мне больше нравится дословный перевод: «плюющий огнем» - этот вариант более точно выражает суть самого известного британского истребителя Второй мировой войны.

Конструктивно «Спитфайр» представлял собой одномоторный одноместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Фюзеляж был типа полумонокок с гладкой дюралевой обшивкой на заклепках с потайными головками. В передней части фюзеляжа располагался двигатель, под ним - маслобак. За мотоотсеком находились два топливных бака, отделенные от двигателя противопожарной перегородкой. Далее - кабина летчика, закрытая фонарем со сдвижной назад центральной секцией. Кроме двух сотен машин первой серии, имевших плоский фонарь, на остальных истребителях она была выпуклой - для улучшения обзора назад и в стороны. В этой секции с левой стороны на большинстве самолетов имелась овальная форточка, а под ней находилась откидная дверца. В аварийной ситуации сдвижная часть фонаря сбрасывалась с помощью специального механизма. За кабиной размещались: радиостанция и третий топливный бак (его ставили не на все машины). Крыло «Спитфайра» имело форму эллипса, и было относительно большим и тонким. Такая форма обеспечивала самолету наивысшее аэродинамическое качество (но значительно усложняла его производство). Элероны были цельнометаллическими с полотняной, а начиная с 5-й модификации - дюралевой обшивкой и весовой балансировкой. Под центропланом шарнирно крепились отклоняемые с помощью пневмоприводов щитки-закрылки, разделенные на внешние и внутренние секции.

Для крыльев «Спитфайра» разработали три типа законцовок: обычные округлые (тип F), прямые укороченные (тип LF) и удлиненно-заостренные (тип HF). Подавляющее большинство машин (в том числе все истребители ранних модификаций) летали с обычными законцовками. Укороченные концы крыльев, которыми оснащались некоторые низковысотные машины 5-й, 9-й и 16-й модификаций, давали некоторый прирост скорости, но снижали маневренность. А удлиненные консоли ставили только на высотные разведчики и перехватчики. Под крыльями размещались радиаторы системы охлаждения. Самолеты с первой по шестую модификаций имели ее оригинальную, несимметричную компоновку. Радиатор охлаждающей жидкости размещался в крупном прямоугольном «коробе» под правой консолью крыла, а маслорадиатор в узком полуцилиндрическом тоннеле - под левой. С седьмой модификации компоновка стала симметричной – и справа, и слева устанавливались одинаковые прямоугольные «короба».

-2

Хвостовое оперение состояло из киля и стабилизатора. Рули высоты и направления имели металлические каркасы и полотняную обшивку. Рули высоты для снижения усилий на ручке управления оснащались роговой аэродинамической компенсацией, руль направления был снабжен весовым балансиром. Шасси было трехопорным, с самоориентирующимся неубирающимся хвостовым колесом. Основные стойки с пневматиками низкого давления убирались поворотом наружу, от фюзеляжа к концам крыла, укладывались в ниши и частично закрывались щитками, прикрепленными к стойкам. Такая необычная схема уборки (у большинства самолетов стойки убираются в обратном направлении - от концов крыла к фюзеляжу) позволила сделать крыло тонким и легким, но одновременно - сузила колею, отчего самолет стал менее устойчивым при движении по земле.

Стойки убирались и выпускались гидросистемой с насосом; в случае отказа гидронасоса шасси выпускалось сжатым углекислым газом из специального баллона, находившегося в кабине пилота. Стойки шасси имели гидропневматические амортизаторы, а колеса оснащались пневматическими тормозами.

МОДИФИКАЦИИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ SPITFIRE С МОТОРОМ MERLIN

Spitfire Mk.l

-3

Головной серийный вариант, выпускавшийся в 1938-1940 годах. Первые 193 машины были оснащены мотором Merlin-II и комплектовались деревянными двухлопастными винтами фиксированного шага Watts. А с 194-го экземпляра на самолет ставили двигатель Merlin-III мощностью 1.030 л.с., рассчитанный на установку пропеллеров нескольких типов. Часть машин получила металлические трехлопастные двухшажные пропеллеры Rotol, но наиболее распространенным на Mk.I стал трехлопастный металлический винт с автоматическим изменением шага лопастей De Havilland5/30. Примерно с лета 1939 на «Спитфайры» стали устанавливать выпуклые сдвижные части фонаря (до этого ставили плоские). И только с июля 1939 на Mk.I начали устанавливать современные коллиматорные прицелы GM.2 – все ранее выпущенные «Спитфайры» комплектовались примитивными прицелами в виде кольца и мушки.

-4

Первоначально «Спитфайры» не имели защиты пилота, но по опыту первых воздушных боев их в конце 1939 года начали оснащать бронеспинками сидений и наружными лобовыми бронестеклами. Все Mk.I имели только пулеметное вооружение (8х7,69-мм Colt-Browning с ленточным питанием). Однако летом 1940 в 19-ю эскадрилью передали для войсковых испытаний небольшую партию истребителей «Спитфайр» Mk.IВ, вооруженных 2х20-мм пушками British-Hispano с магазинным питанием и боезапасом по 60 снарядов (а чисто пулеметные машины задним числом обозначили как модификацию Mk.IА). Всего было построено 1.567 самолетов Mk.I.

Spitfire Mk.II

-5

В августе 1940 в войска стала поступать модификация Mk.II, оснащавшаяся двигателем Merlin-XII мощностью 1.135 л.с. (работал не на 87-октановом, а на 100-октановом бензине). Скорость этой версии на высотах до 5.000 м заметно увеличилась. Внешне Mk.II выглядел точно так же, как Mk.I, отличаясь от предшественника только каплевидным выступом на правой стороне капота, прикрывавшим пиростартер, который обеспечивал быстрый и надежный запуск двигателя.

-6

Уже изначально Mk.II оснащались протектированными бензобаками и бронестеклами перед козырьком кабины. На Mk.II впервые начали массово устанавливать крылья с вооружением типа «В» (2х20-мм пушки и 4х7,69-мм пулемета). Правда, из-за нехватки авиапушек большинство самолетов по-прежнему выпускалось с вооружением типа «А» (чисто пулеметным), хотя пулеметы оказались недостаточно мощными для быстрого уничтожения вражеских бомбардировщиков (тем более что разнесенные по крылу пулеметы давали при стрельбе большое рассеивание пуль). Всего был построен 921 экземпляр Mk.II, из них 170 - пушечных.

Spitfire Mk.V

-7

С февраля 1941 в части начали поступать «Спитфайры» новой модификации - Mk.V. Поначалу это были переделки из Mk.I и Mk.II (переделано 154 самолета), а с марта начался уже заводской выпуск новой версии. «Пятерки» оснащались новыми двигателями мощностью 1.470 л.с. – сначала Merlin-45/46 с обычным поплавковым карбюратором, а впоследствии перешли на Merlin-50/55 той же мощности, но с беспоплавковым (мембранным) карбюратором, который обеспечивал устойчивую работу при отрицательных перегрузках. Замена двигателя потребовала усилить мотораму и поставить маслорадиатор большей производительности (теперь он имел круглое, а не полукруглое, как ранее, сечение). Также внешним отличием «заводских» Mk.V от «переделочных» и от предыдущих версий стало изменение козырька кабины: на «пятерках» отказались от внешней установки бронестекла, и стали вделывать его внутрь фонаря.

-8

Первоначально параллельно выпускались чисто пулеметные Mk.VА (вооружение типа «А») и пушечные Mk.VВ (вооружение типа «В» - 2 пушки и 4 пулемета). А с октября 1941 «пятерки» стали получать новое «универсальное» крыло с вооружением типа «С». В нем по желанию можно было монтировать либо 4х20-мм пушки (что делалось крайне редко), либо 4 пулемета и 2 пушки, но уже с ленточным, а не магазинным питанием, что увеличило их боезапас с 60 до 120 снарядов. На самолетах с этим крылом (обозначавшихся как Mk.VС) основные стойки шасси стали устанавливать с выносом вперед - для повышения устойчивости при рулежке. Кроме того, у «пятерок» элероны получили металлическую обшивку вместо полотняной, а под фюзеляжем появились бомбодержатели. Машины же, предназначавшиеся для боев в Африке, оснащались «зобом» - большим противопылевым фильтром на воздухозаборнике карбюратора (без него ресурс мотора в пустынных условиях сокращался вдвое).

-9

Появление у немцев нового истребителя FW.190A, по ряду показателей превосходившего «пятерку» на средних и малых высотах, заставило англичан разработать версию LF.V. Моторы этой версии (обозначались литерой «М» - Merlin-45М, Merlin-50М) получили урезанную крыльчатку нагнетателя, что сдвинуло вниз высоту максимальной мощности. Кроме того, размах крыльев «Спитфайров» LF.V уменьшили с 11,23 м до 9,8 м, заменив округлые оконцовки плоскими. Все эти меры позволили «Спитфайру» LF.V забираться на высоту 2.000 м на минуту быстрее, и прибавили еще 15 км/ч к максимальной скорости стандартной «пятерки».

Mk.V выпускался крупными партиями на нескольких авиазаводах, и к декабрю 1941 «пятерки» полностью вытеснили из боевых частей «единички» и «двойки». В 1942 на Mk.V воевали 46 британских и 2 американские (добровольческие) эскадрильи. Всего было построено (не считая переделочных) 6.487 машин. Из них 94 самолета имели вооружение типа «А», 3.911 - вооружение типа «В», 2.467 - универсальные крылья с вооружением типа «С»; а остальные 15 применялись безоружными как разведчики. В 1943 г., когда «пятерки» начали замещать новыми модификациями, англичане 143 «Спитфайра» Mk.V передали СССР. Эти уже «подержанные» истребители участвовали в боях на советско-германском фронте до начала 1944 г., после чего были отведены в ПВО страны.

Spitfire Mk.VI

-10

В феврале 1942 в авиачасти начали поступать высотные перехватчики Spitfire Mk.VI. Эта версия была создана на базе Mk.V установкой специального высотного мотора Merlin-47, развивавшего на больших высотах мощность 1.415 л.с. Двигатель оснащался четырехлопастным винтом Rotol автоматически изменяемого шага (этот винт в дальнейшем использовался и на последующих модификациях). Крыло получило увеличенный размах установкой вытянутых заостренных законцовок (крыло типа HF). Самолет был оснащен гермокабиной со съемной, а не сдвижной центральной частью. Дверца на левом борту отсутствовала, из-за чего залезать в кабину и выбираться из нее было неудобно.

Mk.VI находились в производстве с января по октябрь 1942 года, всего было построено 97 машин. Ими вооружили только 2 эскадрильи ПВО, а в сентябре 1943 «шестерки» сняли с вооружения боевых частей и передали в учебные подразделения. Это было связано как с техническими недостатками гермокабины, не обеспечивавшей нормальной работы, так и с тем, что потолок Mk.VI почти равнялся потолку стандартного Mk.V, и «шестерка» мало годилась для перехвата «высотников» противника.

Spitfire Mk.VII

-11

В помощь не очень удачной «шестерке» в августе 1942 запустили в серию Spitfire Mk.VII - тоже высотный истребитель с гермокабиной, но с новым двигателем Merlin-61. Этот мотор мощностью 1.520 л.с. был оснащен двухступенчатым двухскоростным центробежным нагнетателем. Скоростные и высотные характеристики «семерки» по сравнению с Mk.VI значительно улучшились; правда, новый Merlin оказался длиннее предыдущих модификаций, что потребовало удлинения носовой части фюзеляжа. Цилиндры этого двигателя имели индивидуальные, а не сдвоенные, как раньше, выхлопные патрубки; и теперь с каждой стороны капота появилось не по три, а по шесть патрубков.

-12

Кроме того, под плоскостями Mk.VII крепились два одинаковых радиаторных контейнера (стоявший до этого слева небольшой круглый маслорадиатор объединили с дополнительным водяным). Эта схема соблюдалась и на всех последующих модификациях. Так же была слегка уменьшена длина элеронов, а руль направления получил заостренное навершие. Как и на других высотных модификациях, законцовки крыла тоже были длинными и острыми (крыло типа HF). Хвостовое колесо сделали убирающимся. Винт - четырехлопастный, как на Mk.VI, вооружение - типа «С» с двумя пушками и четырьмя пулеметами.

Mk.VII начал поступать в части ПВО в сентябре 1942 года, постепенно заменяя Mk.VI. Всего построили 140 экземпляров этой модификации.

Spitfire Mk.VIII

-13

Средневысотный Mk.VIII был аналогичен Mk.VII, но без гермокабины, удлиненных консолей крыла (имел стандартное крыло типа F), и со стандартным округлым рулем направления (но машины последних выпусков получили заостренный руль). На «восьмерку» ставили форсированный мотор Merlin-66, развивавший наибольшую мощность 1.720 л.с. на относительно малых высотах (1,5 – 2 км). Всасывающий патрубок карбюратора содержал интегрированный воздушный фильтр Aero-V, так как Mk.VIII предназначался для эксплуатации на пыльных грунтовых аэродромах. В 1943 году построено 1.658 самолетов этой модификации. Все они применялись на «заморских» ТВД - в Африке, Италии, Индии и на Дальнем Востоке. В войска эти машины пошли в середине 1943 г.

Spitfire Mk.lX

-14

Spitfire Mk.IX – это слегка доработанный Mk.VIII. Самолет выпускался с конца 1942 года в трех субмодификациях: средневысотной F (Flight), высотной HF (High Flight) и маловысотной LF (Low Flight). Средневысотный F оснащался мотором Merlin-61 (затем Merlin-63) и стандартными крыльями; вариант HF - высотным мотором Merlin-70 и тоже стандартными крыльями, поэтому внешне он был практически неотличим от версии F. А на LF монтировали двигатель Merlin-66 и крыло с укороченными законцовками. Все версии оснащались четырехлопастными винтами.

Mk.IX оказался одной из самых массовых модификаций Spitfire: он выпускался до конца войны и был произведен в количестве 5.656 штук. Из них 1.186 истребителей в 1944 году поступили по ленд-лизу в СССР, и использовались в тыловых полках советской ПВО до конца 1940-х годов (но на самом советско-германском фронте «девятки» почти не применялись, так как они не годились для взлета с полевых аэродромов). В Европе же, покрытой целой сетью стационарных аэродромов с бетонированными полосами, «девятки» составляли значительную часть британской фронтовой авиации, и широко использовались и как истребители, и как истребители-бомбардировщики.

-15

В ходе длительного производства «девятка» постепенно модернизировалась, и получала зарекомендовавшие себя в эксплуатации новинки, изменявшие внешний вид машины. Так, лишь первые экземпляры, еще переделывавшиеся из поздних «пятерок», имели их стандартный короткий всасывающий патрубок карбюратора. «Заводские» же машины уже изначально снабжались удлиненным патрубком, с вделанным в него воздушным фильтром Aero-V. Последние серии «девяток» выпуска 1945 г. вместо округлого руля направления стали получать заостренный руль. В течение 1943 для Mk.IX была разработана линейка подвесных комфорных (несбрасываемых) топливных баков корытообразного вида емкостью 135, 205 и 410 литров; и еще сбрасываемый сигарообразный бак на 227 литров, подвешивавшийся на подфюзеляжный бомбодержатель. А к началу 1944 «девятки» перешли на новое крыло - с вооружением типа Е. Это усиленное крыло могло нести 2х20-мм пушки и 2х12,7-мм пулемета, а на подкрыльевых бомбодержателях – 2х113 кг бомбы (+ 1х227 кг бомба под фюзеляжем - общий бомбовый вес до 454 кг). Как вариант другого подвесного вооружения Mk.IXЕ мог взять 1х227-кг бомбу и 2х76-мм подкрыльевые неуправляемые ракеты.

Spitfire Mk.XVI

-16

Mk.XVI фактически - та же массовая «девятка», лишь оснащенная американским мотором Packard-Merlin-266. А этот двигатель представлял собой тот же английский Merlin-66, только выпускавшийся по лицензии в США. Mk.XVI пошел в производство в октябре 1944; в войсках он появился в ноябре. Эта версия выпускалась до самого конца войны (всего было построено 1.054 самолета).

Полностью одинаковые с Mk.IX, «шестнадцатые» в отличие от них с самого начала получили заостренные вертикальные рули и воздушные фильтры Aero-V, удлинявшие всасывающий патрубок карбюратора. Хотя самые первые экземпляры еще несли вооружение типа С, большинство самолетов этой версии имело укороченные крылья с вооружением типа Е и с подкрыльевыми бомбодержателями. А в ходе серийного выпуска на поздних Mk.XVI понизили закабинный гаргрот фюзеляжа и заменили стандартный фонарь кабины беспереплетным каплевидным фонарем кругового обзора.

Определитель модификаций «Плюющего огнем» (02). На Гриффонах. Разведка. Палубники

Асы «Плюющих огнем» (01). Пилоты Британской империи

Асы «Плюющих огнем» (02). Пилоты других стран

Список других статей по теме «Определители модификаций самолетов – в помощь моделистам» находится здесь: https://dzen.ru/a/Y232242guQGIAwtA

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории