Найти в Дзене
Петр Власов

Асы «Плюющих огнем» (02). Пилоты других стран

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Кроме летчиков Великобритании и стран, входивших тогда в состав Британской империи, на «Спитфайрах» воевали и представители ряда других государств. Это были как пилоты из порабощенных нацистской Германией стран, не смирившихся с поражением своей родины и продолживших борьбу «под британским флагом», так и советские летчики, получившие эти самолеты по ленд-лизу.

DEMOZAY Jean-François (Франция)

-2

Француз Жан-Франсуа Демозей (1915-1945) в конце 30-х гг. работал коммерческим агентом в гражданской авиакомпании; но с началом Второй мировой войны его из-за хорошего знания английского языка направили переводчиком в воевавшую во Франции 1-ю эскадрилью RAF; там вчерашний офисный служащий и обучился наспех (под присмотром британских летчиков) управлению легким связным самолетом. В июне 1940 в связи с германским наступлением 1-я эскадрилья была эвакуирована назад в Англию, а француза Демозея англичане оставили в Нанте. Не желавший сдаваться немцам Демозей решил, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Он разыскал на нантском аэродроме поврежденный транспортный самолет, «сагитировал» группу из 16 британских авиатехников (так же «забытых» англичанами в поспешном бегстве) быстро выполнить самый необходимый ремонт машины, и вылетел с этими техниками на борту в Англию. Там французу удалось совершить удачную посадку, несмотря на то, что Демозей никогда не летал на двухмоторном самолете, да и вообще его пилотский опыт был крайне ограниченным.

В Великобритании Демозей вступил в организацию «Свободная Франция» и, заявив, что он якобы имеет патент пилота и опыт полетов на спортивной машине (проверить-то это тогда было невозможно), добился направления на курсы летчиков-истребителей. По завершении обучения получившего офицерское звание француза направили в 1-ю эскадрилью RAF, летавшую на «Харрикейнах» - ту самую, в которой он раньше был переводчиком. И с октября 1940 Демозей принял участие в «Битве за Англию».

Первую победу новоиспеченный летчик одержал 8 ноября – сбил бомбардировщик Ju.88. А к 29 июня 1941, когда его назначили командиром летавшей на «Спитфайрах» 91-й эскадрильи, на счету Демозея числилось уже 5 побед (кстати, это был первый случай назначения французского офицера командиром британской эскадрильи).

Спецификой действий 91-й эскадрильи в то время было патрулирование над Ла-Маншем и оборона британского побережья; патрулирование обычно осуществлялось на малой высоте парой «Спитфайров», и часто приводило к поединкам с немецкими истребителями. В результате счет Демозея быстро возрастал. К концу июля он сбил три Bf.109 и четыре повредил; в штурмовках уничтожил на земле два Хенкеля Hs.126, да еще бомбой с бреющего полета потопил минный заградитель. В январе 1942 Демозей отправился в отпуск; к этому моменту на его счету было 15 воздушных побед (из них 12 Bf.109). По завершении отпуска французу поручили преподавать тактику боя британским пилотам. Поэтому в 91-ю эскадрилью он вернулся только в июне 1942, и с сентября по ноябрь добавил к своему списку три сбитых FW.190.

В январе Демозея назначили командиром авиакрыла (авиаполка), и ему, заваленному командирскими и снабженческими заботами, пришлось прекратить боевые вылеты. А в июне 1943 подполковник Демозей стал командующим французскими Военно-Воздушными Силами на Ближнем Востоке, и теперь сферой его деятельности стала в основном дипломатия. Взлет карьеры Жана-Франсуа Демозея вскоре после окончания войны внезапно прервался: 19 декабря 1945 г. он погиб в авиакатастрофе…

Общий счет летчика за время войны составил по французской системе подсчета 25 подтвержденных воздушных побед. По английской же системе (ведь Демозей действовал в составе RAF) он выглядит так: 18 личных + 7 групповых подтвержденных побед + 2 вероятные победы + 4 поврежденных самолета. Кроме того, в штурмовках наземных и водных объектов Демозей уничтожил еще около 300 транспортных средств. Почти все эти победы (за исключением 5, сбитых на «Харрикейне») были одержаны французом на «Спитфайрах».

CLOSTERMANN Pierre (Франция)

-3

Пьер Клостерманн (1921-2006) был сыном дипломата, и начало Второй мировой войны застало его в Латинской Америке, где юноша находился с родителями. Быстрое падение Франции потрясло молодого человека, и он решил принять участие в борьбе против гитлеровской Германии, поработившей его страну. Пьер прибыл в Великобританию, и добровольцем вступил в ВВС «Свободной Франции». Несмотря на свою молодость, в летном деле Клостерманн не был новичком – еще в 16-летнем возрасте он сдал экзамены на пилота и получил соответствующий диплом, а его довоенный спортивный налет составлял 380 часов. Тем не менее, Клостерманну пришлось пройти курс обучения, после чего в январе 1943 сержант Клостерманн был зачислен в 341-ю эскадрилью «Эльзас», оснащенную новейшими «Спитфайрами» Mk.IX. На этой машине Клостерманн и одержал две свои первые победы, сбив 27-го июля в ходе одного боевого вылета 2 германских истребителя FW.190. Всего же за 9 месяцев службы в «341-й» Клостерманн уничтожил 5 вражеских самолетов, заработав титул аса.

В сентябре 1943 командование перевело Клостерманна в 602-ю эскадрилью, все еще летавшую на старых самолетах «Спитфайр» Мк.Vb. В ее составе Пьер дрался над Францией и Германией, не раз эскортировал американские «Летающие Крепости» и другие бомбардировщики, взлетал на перехват германских самолетов, сражался в стратосфере над Северной Англией, охотился за немецкими самолетами-снарядами V-1, занимался поиском замаскированных вражеских аэродромов, принимал участие в бомбардировках на пикировании, атаковал германские корабли и поезда... Во время великого налета на Швайнфурт Клостерманн едва не погиб: его спас друг, буквально в последний момент уничтоживший FW.190, атаковавший Пьера с хвоста.

К началу 1944 г. на счету Клостерманна было уже 125 боевых вылетов. Самым тяжелым из них стал вылет 7 января 1944, когда в неравном одиночном поединке против 3-х FW.190 Пьер все же сбил один из них (правда, эта победа была ему записана как неподтвержденная). На следующий день эскадрилья была отведена на отдых, и вновь вернулась к боевым вылетам только в апреле. В июне «602-я» осуществляла воздушное прикрытие высадки Союзников в Нормандии; при этом Клостерманн одержал 3 очередные победы; а 2 июля в ожесточенном 14-минутном бою над Каеном он сбил сразу подряд 3 FW.190. За этот бой Пьер Клостерманн был награжден «Крестом за Летные Заслуги» (DFС), и переведен на штабную работу.

Однако рутинная канцелярская работа, да еще рядом с начальством, раздражала летчика, желавшего драться с врагом за освобождение Франции. И в декабре 1944 он лавиной рапортов добился перевода из штаба в действующую авиацию. Правда, для этого ему вновь пришлось пройти переучивание – теперь на самолеты «Тайфун» и «Темпест», применявшиеся англичанами не только как истребители, но и как пикирующие бомбардировщики и штурмовики. Это потребовало от француза освоения совершенно новой тактики атак наземных малоразмерных быстродвижущихся объектов при помощи не только обычного стрелкового, но и бомбового, а так же ракетного оружия.

Сдав соответствующие экзамены, Клостерманн в марте 1945 г. принял командование над звеном «Темпестов» в 274-й эскадрилье, и приступил к боевой работе, совершая в день по 3-4 вылета на штурмовки наземных объектов и перехват германских самолетов. При этом Пьер так изматывался, что иногда после трудного дня не имел сил без посторонней помощи даже вылезти из кабины своего «Темпеста». За март-апрель 1945 он одержал 8 воздушных побед (2 из которых не смог подтвердить), и разбил в штурмовках массу вражеской наземной техники. При этом сам дважды был сбит и дважды получал ранения но, весь перебинтованный, возвращался в строй. Эти успехи, упорство бойца и огромные потери, которые несли штурмовые эскадрильи «Темпестов», привели к тому, что в апреле Клостерманн (вчерашний командир звена) стал командиром даже не эскадрильи, а целого 122-го Авиакрыла (полка)!

К окончанию войны отважный француз имел наград больше, чем прожил лет; как шутили его друзья: «Их просто невозможно разместить только на передней части его мундира»... Однако перспективами, которые сулили герою его заслуги и должность, Клостерманн не воспользовался: сразу же по окончании боевых действий он подал рапорт о демобилизации…

Всего за войну винг-коммандер Пьер Клостерманн в соответствии с французской системой подсчета одержал 33 подтвержденные воздушные победы. По английской же системе его счет выглядит так: 19 личных + 14 групповых подтвержденных + 5 вероятных (из 12 заявленных) + 8 поврежденных самолетов. Большинство из них были одержаны на «Спитфайрах» (на «Темпесте» только 8 воздушных побед, расклад на личные и групповые неизвестен). Кроме того, в штурмовках Клостерманн уничтожил на земле еще 30 самолетов и гидросамолетов; а так же 7 танков, 72 паровоза, 225 грузовиков и 2 торпедных катера.

HORBACZEWSKI Eugeniusz (Польша)

-4

Поляк Евгениуш Горбачевски (1917-1944) – уроженец города Киев; после восстановления Польского государства младенцем был перевезен семьей в Польшу. В 1938 Евгениуш вступил в авиашколу; но к началу войны закончить ее не успел. При эвакуации школы Евгений был назначен в отряд, перегонявший устаревшие учебные истребители PZL P.7a в Румынию. Оттуда, узнав о капитуляции Польши, перебрался во Францию. В составе польской эскадрильи принял участие в обороне Франции; после поражения французов бежал в Великобританию. Здесь его, как недоучившегося пилота, направили в авиашколу, после окончания которой Горбачевски августе 1941 вступил в 303-ю «Варшавскую» польскую истребительную эскадрилью, летавшую на «Спитфайрах» Mk.Vb. В ней Евгениуш воевал до октября 1942, одержав 3 победы. Переведенный в 302-ю «Познанскую» эскадрилью «Спитфайров», Горбачевски вошел в формировавшуюся в ней группу «Цирк Скальского», направлявшуюся воевать в Северную Африку. В Африке Горбачевски за март-июнь 1943 сбил еще 6 самолетов. При этом поляк сам был подбит, но сумел справиться с огнем и совершить успешную посадку.

После расформирования «Цирка» Горбачевски вступил в 43-ю британскую эскадрилью, воевавшую в районе Средиземноморья. В ее составе поляк сражался над Мальтой, Сицилией и Италией, одержав еще 3 победы. А в феврале 1944 он вернулся в Англию - принимать под командование 315-ю «Деблинскую» польскую эскадрилью, оснащенную американскими истребителями «Мустанг». В этой должности Горбачевски одержал 2 личные и 1 групповую победы (одну личную он не смог подтвердить). Потом под его руководством «315-я» провела 18 августа 1944 года свой самый знаменитый бой. В тот день 12 польских «Мустангов» сошлись над Францией в яростной схватке с 60-ю немецкими Фокке-Вульфами. После боя поляки заявили о 16 одержанных победах; 3 из них летчики приписали погибшему в той схватке командиру – Евгениушу Горбачевски. Он стал единственной потерей поляков в этом бою…

Всего за время участия в войне Евгениуш Горбачевски одержал 16 личных и 1 групповую подтвержденные победы; еще 1 победа считалась вероятной (т.е. не была подтверждена). Кроме того, на его счету числилось еще 3 сбитых неуправляемых реактивных снаряда V-1…

СОВЕТСКИЕ ПИЛОТЫ «СПИТФАЙРОВ»

К сожалению, тема использования британских истребителей «Спитфайр», передававшихся в рамках ленд-лиза ВВС СССР, мало исследована. Практически – та же картина и с нашими летчиками, воевавшими на этих машинах: известны лишь несколько имен, и только один самолет точно идентифицируется с именем конкретного аса. Да и информация даже по тем летчикам, чьи имена известны, в нашей литературе обычно довольно скудная…

В сентябре 1942 в советских ВВС появились 7 невооруженных фоторазведчиков Mk.IV. Известно, что на этих машинах летали авиаразведчики 118-го ОРАП капитан Л.Елькин и капитан И.А.Платонов (по Платонову есть изображение его машины – я его давал во второй статье «Определителя модификаций «Спитфайра»).

Истребительные версии «Спитфайров» пошли в СССР только в январе 1943: поставили 143 экземпляра Mk.Vb. Первым эти самолеты получил только что ставший гвардейским 57-й ГвИАП (бывший 36-й ИАП). Освоив новую машину, полк в апреле - июне 1943 сражался на «Спитфайрах» в Кубанской битве. Гвардейцы воевали успешно, однако и сами несли потери, из-за которых к середине июля боеспособность полка снизилась, и его отвели для перевооружения на Р-39 «Аэрокобра». Из асов этого полка известен только С.С. Азаров.

-5

Сергей Семёнович Азаров (1915-1943) участвовал в боях Великой Отечественной войны с ноября 1941 г. в составе 36-го ИАП (в феврале 1943 полк преобразован в 57-й гвардейский). К моменту перевооружения полка с И-16 на «Спитфайры» старший лейтенант Азаров был заместителем командира эскадрильи. В бою 8 мая 1943 г. израсходовав боеприпасы, и не имея другой возможности спасти товарища от атаки противника, заслонил его своим истребителем. Раненый сумел покинуть горящий самолёт, но ещё в воздухе одежда, пропитанная разлившимся бензином, вспыхнула... 10 мая Сергей Азаров умер в госпитале от тяжелейших ожогов. К моменту гибели гвардии старший лейтенант С.С. Азаров совершил 324 боевых вылета, провёл 47 воздушных боёв, лично сбил 7 и в группе с товарищами 8 самолётов противника (3 из них на истребителе «Спитфайр»). Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза…

В августе 1943 в районе Миуса к боевым действиям приступил вооруженный «Спитфайрами» 821-й ИАП. Но и он уже в сентябре начал перевооружение на другую технику, хотя особых потерь в боях не понес. Причина была в другом: «Спитфайры» из-за своей узкой колеи плохо подходили для действий с неровных травяных полевых аэродромов – на рулежке самолеты раскачивались, цепляясь крыльями за землю. А на мягком грунте они маневрировали только с техником, сидевшим на хвосте, иначе могли скапотировать (из-за этого бывали случаи взлета с человеком на хвосте, не успевшим соскочить). К тому же средневысотный Mk.Vb мало подходил для условий Восточного фронта, где маневренные бои велись в основном на малых высотах. По этим же причинам никаких успехов не добился и получивший «Спитфайры» 7-й ИАП ВВС Черноморского Флота. Поэтому в конце 1943 все уцелевшие «Спитфайры» Mk.Vb (а всего в боях было потеряно только 28 машин) отвели с линии фронта в ПВО тыловых объектов, где имелись стационарные, тщательно оборудованные аэродромы. В частности, этими самолетами был полностью оснащен 16-й ИАП ПВО Москвы.

Соответственно, когда с февраля 1944 в СССР начали поступать «Спитфайры» Mk.IXС и Mk.IXЕ (все с низковысотными урезанными крыльями LF – англичане учли претензии советских фронтовиков), эти самолеты уже изначально передавали в ПВО - в условиях советско-германского фронта британские «низковысотники», легко взбиравшиеся на 12.500 м, становились фактически «высотниками», а вот на малых и даже средних высотах они, довольно инертные в полете у земли, заметно уступали отечественным истребителям…

В общей сложности, ВВС СССР получил 1.186 Mk.IX в версии LF и 2 высотных HF Mk.IXE. Все они попали в полки ПВО тыловых объектов, и оказались далеко от линии фронта. Лишь два полка «Спитфайров» - 26-й ГвИАП и 27-й ГвИАП Ленинградского ПВО - успели повоевать: какое-то время немцы еще находились недалеко, и пытались нанести урон ленинградцам. При этом по 2 победы на «Спитфайрах» одержали командир 26-го ГвИАП подполковник В.А. Мациевич и его подчиненный Н.Г. Щербина, а в 27-м ГвИАП – А.Т. Карпов.

-6

Василий Антонович Мациевич (1913-1981) первый боевой опыт получил в советско-финской войне 1939-1940 гг. Начало Великой Отечественной встретил заместителем командира эскадрильи 26-го ИАП ПВО Ленинграда (в октябре 1942 полк преобразован в 26-й гвардейский). Участвуя в боях на истребителях И-16, а затем «Харрикейн», Мациевич в июне 1942 стал командиром 2-й эскадрильи, в феврале 1943 получил звание Героя Советского Союза, а в июне 1943 стал командиром всего 26-го ГвИАП. За время войны подполковник Мациевич совершил 215 боевых вылетов и провел более 50 воздушных боев. Но вот по количеству побед Василия Антоновича даются существенные разночтения: по одним сведениям он одержал 22 победы (из них 6 в группе), по другим (вызывающим у меня больше доверия, так как там указаны даты и места проведения боев, и тип пораженной цели) – только 7 побед (5 личных + 2 групповые). Однако точно известно, что 2 последние победы были одержаны Мациевичем летом 1944 г., когда его полк был уже вооружен «Спитфайрами».

Николай Гаврилович Щербина (1919-1952) начало войны встретил командиром звена 34-го ИАП ПВО Москвы; в сентябре 1941 был переведен в 26-й ИАП ПВО Ленинграда. К 1944 г. прошел путь от командира звена до заместителя командира и штурмана 26-го ГвИАП. За время войны совершил 445 боевых вылетов и провел 52 воздушных боя, в которых одержал 7 личных + 4 групповые победы; еще 12 самолетов он уничтожил на земле. В августе 1944 Н.Г. Щербине присвоено звание Героя Советского Союза. 2 последние победы летом 1944 были им одержаны на истребителе «Спитфайр».

-7

Александр Терентьевич Карпов (1917-1944) с июля 1941 воевал в составе 121-го ИАП ПВО Москвы, в сентябре 1941 переведен в 123-й ИАП ПВО Ленинграда (в ноябре 1942 полк преобразован в 27-й гвардейский). К августу 1943 года командир эскадрильи гвардии капитан Карпов совершил 370 боевых вылетов и провел 87 воздушных боев, в которых сбил 16 самолетов лично + 7 в группе, за что в сентябре 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза. В августе 1944 ему было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза; а 22 октября Александр Карпов погиб в авиакатастрофе, при попытке ночной посадки в тяжелых метеоусловиях. К тому времени на его счету было 456 боевых вылетов, 97 воздушных боев и 27 личных + 9 групповых побед; 2 последние – на «Спитфайре».

Определитель модификаций «Плюющего огнем» (01). На Мерлинах

Определитель модификаций «Плюющего огнем» (02). На Гриффонах. Разведка. Палубники

Асы «Плюющих огнем» (01). Пилоты Британской империи

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории