Найти тему
RTVI САМОЕ ВАЖНОЕ

Депутаты попросили Генпрокуратуру проверить работу Wildberries. Что известно о конфликте компании с пунктами выдачи

Десятки пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries в разных регионах России 15 марта перестали выдавать посылки, протестуя против новой системы штрафов. В ответ на это компания закрыла несколько точек «в целях безопасности» и заявила, что с «партнерами», выбирающими «нецивилизованные формы диалога», сотрудничество будет приостановлено.

В итоге на защиту прав сотрудников ПВЗ встали Генпрокуратура, Минтруд и Госдума. После встречи депутатов с представителями Wildberries и инициативной группы сотрудников пунктов выдачи маркетплейс пошел на частичные уступки бунтующим владельцам ПВЗ. Подробнее о ситуации — в материале RTVI.

Решение о проведении массовых забастовок сотрудники пунктов выдачи заказов Wildberries приняли 14 марта. Причиной стала новая политика маркетплейса: согласно оферте, владельцев ПВЗ лишили права оспаривать подмены и начали штрафовать за брак товара.

Wildberries ввела новую систему штрафов в начале марта. Если покупатель возвращает бракованный или пришедший ему по ошибке товар, 100% его стоимости должен оплатить ПВЗ. Из-за этого многие пункты выдачи ушли в минус и не смогли вывести средства, чтобы оплатить работу своих сотрудников.

Днем 15 марта к забастовке присоединились менеджеры пунктов выдачи заказов Wildberries по всей России. Временно приостановили работу ПВЗ в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленобласти, Поволжье, Екатеринбурге, Барнауле, Красноярске, Челябинске, Комсомольске-на-Амуре и других городах страны. В пресс-службе Wildberries заявили RTVI, что «информация о «забастовке» не соответствует действительности», а пункты выдачи работают в обычном режиме, без ограничений.

Менеджер двух ПВЗ в Ростовской области Анна рассказала RTVI, что 15 марта ее пункты выдачи открылись, но посетителей предупреждали о том, что получить заказы временно невозможно из-за забастовки работников. «Никто не жаловался, все люди понимают, что пункты не работают, все с пониманием относятся», — сказала она.

После этого, по словам Анны, ей позвонили из службы контроля качества Wildberries и предупредили о наложении штрафа в 100 тыс. рублей из-за якобы поступающих массовых жалоб. Однако официального уведомления о штрафе ей не пришло.

«Мне позвонил официальный сотрудник Wildberries, сказала, что она из контроля качества, на нас якобы поступают массовые жалобы, что мы не работаем. Сказали, что мы подверглись штрафу в размере 100 тыс. руб., плюс каждый час простоя с начала рабочего времени, то есть с 10 утра. Я сказала: «Проверяйте, у меня камеры работают, сотрудники на месте, люди заходят». Мы не закрыты, мы просто не выдаем заказы. Они начали пугать штрафами», — рассказала она.

Менеджер ПВЗ в Реутове Роман также решил присоединиться к забастовке, после чего, по его словам, в пункт выдачи пришла его линейная начальница и ударила его по голове, а региональный менеджер заблокировал мужчине учетную запись в Wildberries.

«Я вывесил объявление о том, что двери пункта открыты, но мы выдавать заказы не будем до тех пор, пока компания не научится соблюдать наши права. Спустя два часа прибежала моя линейная руководительница с криками, сорвала информационный лист, начала размахивать руками, ударила меня по голове, позвонила региональному [менеджеру], он мне заблокировал учетную запись, не отстраняя от работы, не выдвинув против меня каких-то обвинений. Таким образом меня отстранили от работы беспричинно», — объяснил он.

Теперь Роман собирается обратиться в прокуратуру с жалобой на компанию за отстранение от работы. По его словам, сейчас сотрудники тратят порядка 25-40% от своего заработка на оплату штрафов и других расходов, не предусмотренных договором.

«Я устроен официально <…>. В трудовую инспекцию обращаться, как я понял, нет никакого смысла, потому что Wildberries аккредитована как организация IT и освобождена от каких-либо проверок с их стороны на три года. Получается, они, зная, что их трудовая инспекция никаким образом затрагивать не будет, ведут самоуправническую деятельность», — считает Роман.

Он также пожаловался на то, что менеджеры вынуждены покупать за свой счет пакеты для выдачи товаров, хотя по договору компания обязуется обеспечивать сотрудников всем необходимым.

«То есть нет такого, что пункт должен покупать упаковочный материал, нам за это не дают никаких компенсаций. Даже сейчас они ввели платные пакеты для клиентов, мы при этом должны были купить пакеты за свой счет, мы продаем пакеты, Бакальчук получает 130-процентную прибыль с этого пакета, и при этом даже не компенсирует затраты своим работникам», — рассказал он.

По словам Романа, в разгар забастовки недовольным менеджерам ПВЗ компания отключила доступ к программе Wildberries. Кроме того, их пункты убирали с карты и вывозили из них товар, утверждает мужчина.

«То есть, по сути, с предпринимателями, которые устроили забастовку, они расторгают какие-либо договоры в одностороннем порядке, просто оставляют людей без денег и без комментариев. Таких историй у нас в городе уже несколько», — объяснил он.

В пресс-службе маркетплейса позднее подтвердили закрытие нескольких пунктов выдачи. «Как мы вчера и предупреждали, что с „партнерами“, которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности», — заявили в пресс-службе компании.

Подмены и брак

Как рассказала RTVI Анна, владелица ПВЗ в Ростовской области, проблемы с системой штрафов начались достаточно давно. Еще в сентябре, когда она открывала первый пункт выдачи, другие менеджеры жаловались на удержания со стороны маркетплейса.

«Начались проблемы примерно полтора года назад, когда ввели удержания за все подряд: за рейтинг, за брак, при том, что этот рейтинг регулируется самим Wildberries. Появляются какие-то очень странные оценки. Стоит в официальный чат какой-то про них написать, сразу прилетает плохая оценка, рейтинг падает, и ты его просто поднять не можешь», — рассказала она.

Ситуация особенно обострилась в последние три месяца, отметила Анна. По ее словам, теперь односторонние изменения оферты происходят «просто каждые два дня».

«Последние [изменения] были несколько дней назад, про подмену: что бы нам ни приехало, мы за это платим 100%; то есть клиент заказал желтую кофту, пришла точно такая же, только синяя, они расценивают это как подмену и 100% с нас удерживают. Отправить [жалобу] некуда, то есть они знают, что у нас есть доказательства, но они у нас их не просят», — объяснила она.

На контакт с менеджерами ПВЗ руководство Wildberries не идет. Как утверждает Анна, единственная возможность связи — еженедельные конференции. Но на острые вопросы там отвечать якобы отказываются.

«На простые вопросы там отвечают, но стоит задать вопрос про брак, рейтинг или что-то такое, нам говорят: «Я ничего не знаю, это вышестоящее руководство, мы на эти вопросы не отвечаем»», — рассказала собеседница RTVI.

Недовольные сотрудники Wildberries, по словам Анны, составили петицию в адрес руководства компании более полугода назад, документ собрал свыше 4,5 тыс. подписей, однако никакой реакции не последовало. При этом реальной возможности пожаловаться на проблемы у сотрудников, по их словам, нет.

«Они говорят, вы сможете оспорить [удержание], откладывают это на будущее, чтобы люди не поднимали панику, говорят, что реализуют функционал, сделают возможность оспаривания, но уже столько времени прошло, они не собираются делать. Они сказали: «Вы обязаны платить, вы заключили оферту, с ней согласились». Хотя на момент, когда многие заключали эту оферту, там не было этого списания, мы могли при приемке отметить, что это брак, и с нас ничего не списывали», — объяснила Анна.

Переговоры и создание спецкомиссии

15 марта в Госдуме прошло сразу две встречи по поводу конфликта вокруг маркетплейса: на первую пришли представители ПВЗ, на вторую — представители Wildberries. По итогам переговоров первый зампред комитета по контролю Дмитрий Гусев назвал ситуацию «конфликтной, сложной и спорной».

«Каждая сторона настаивает на своем. Разобраться еще предстоит. Но одно понятно уже сейчас: конфликт Wildberries и его партнеров не только взбудоражил общество, но еще и вскрыл большие пробелы в законодательстве. И касаются они не только отдельного цифрового гиганта. Мы обязательно оформим их в законопроекте. Если успеем, внесем в пятый антимонопольный пакет санкций, который Дума рассмотрит 23 марта», — написал он в своем телеграм-канале.

Он также заявил, что планирует поднять вопрос о ситуации с Wildberries на совещании ФАС 21 марта.

16 марта министр труда и социальной защиты Антон Котяков заявил, что министерство разбирается в ситуации вокруг Wildberries. «Сейчас к Wildberries приковано много внимания, и со стороны Роструда, и со стороны депутатского корпуса, и Минпромторга. В ситуации разбираемся», — сказал он.

В тот же день в самой компании сообщили о временной заморозке механизма списаний за подмены с владельцев ПВЗ и менеджеров, а также о возврате средств.

Утром 17 марта в центральном офисе общественной организации «Опоры России» прошла встреча руководства онлайн-платформы с представителями партнерских пунктов выдачи. В ней участвовали владельцы 60 ПВЗ. Итогом переговоров стало создание специальной комиссии по разрешению вопросов между маркетплейсами и партнерами.

«[По итогам встречи] создана Согласительная комиссия, куда войдут представители Wildberries, деловых сообществ, малого бизнеса, министерств и органов государственной власти. Таким путем сможем прийти к консенсусу по всем вопросам, которые тревожат предпринимателей. Они будут решены не в пользу одной, а каждой из сторон», — пояснил вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов.

Директор по развитию сервисов Wildberries Кристина Спирева в свою очередь сообщила, что после встречи руководством компании было решено временно приостановить текущий механизм списаний за подмены, «чтобы разобраться во всех спорных ситуациях и провести дополнительную проверку начислений».

По словам Спиревой, компания уже вернула удержанные суммы на балансы пунктов выдачи и продолжает тестирование новой системы защиты продавцов от подмен. Также на встрече обсуждались дополнительные вопросы предпринимателей: расчет тарифов и рейтинга пункта выдачи заказов, а также доработка сервисов по управлению пунктами выдачи.

Представитель Wildberries также добавила, что компания будет улучшать обратную связь с партнерами. В частности, планируется увеличить количество встреч в онлайн-формате и доработать механизмы оспаривания начислений (арбитраж).

Еще одна встреча состоялась в Госдуме. На нее так же пришли представители обеих сторон. По ее итогам маркетплейс принял решение возобновить работу с 15 заблокированными пунктами выдачи заказов (ПВЗ), участвовавших в забастовке, при условии, что они будут соблюдать договор-оферту.

По словам замглавы думского комитета по экономической политике Михаила Делягина, в ходе переговоров обсуждалось 12 требований. Однако он не уточнил, о каких именно требованиях шла речь. Он лишь отметил, что изначально они назывались «пожеланиями». Делягин отметил, что диалог перешел в «конструктивное русло».

В свою очередь первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев сообщил, что изначально Wildberries согласилась, чтобы все добросовестные владельцы ПВЗ, которые соблюдают условия договоров и выдают заказы, в одностороннем порядке были разблокированы в течение двух часов. Затем с каждым в индивидуальном порядке будет проведена работа, как быть дальше, добавил он.

Между тем, как стало известно RTVI, депутат от КПРФ Сергей Обухов направил запрос в Генпрокуратуру, Роспотребнадзор и Минтруд из-за действий руководства Wildberries. В депутатском запросе, который есть в распоряжении RTVI, говорится, что компания регулярно нарушает трудовое законодательство, Гражданский кодекс и Конституцию.

Ситуация, по мнению Обухова, может «создать риски социальной напряженности из-за массового высвобождения работников отрасли». Кроме того, депутат просит Минтруд проверить Wildberries на предмет наличия трудовых отношений между работниками и компанией.