ESG-повестка уже обрела популярность в России, но не каждая компания следует ее принципам, а некоторые и вовсе не знают о ее существовании. Что такое ESG-повестка, кто ее придумал, зачем она необходима бизнесу и как внедрить читайте в нашей статье.
Что означает ESG
Аббревиатура ESG расшифровывается, как «окружающая среда, общество и управление». Эти три блока имеют следующие понятия:
E — экология. Это воздействие компании на окружающую среду: воду, воздух, недра, почву, биологическое разнообразие и климат.
S — социальная ответственность. Это управление персоналом, качество продукции, клиентских решений и т.д. То есть забота о сотрудниках, клиентах и обществе.
G — качество управления компанией. Это прозрачное ведение бизнеса, где компания открыто публикует все важные сведения, в том числе и финансовые.
Компании, которые следуют ESG-требованиям ежегодно выпускают отчеты в области устойчивого развития и показатели, к которым стремится компания. Не обязательно сразу следовать всем принципам, потому что важно не количество, а качество.
Кто придумал ESG-повестку и зачем она нужна
ESG — это количественные и управленческие индикаторы и показатели, которые позволяют задать понятные цели компании и измерить результаты. То есть с помощью ESG можно оценить движение бизнеса к своим целям.
Три направления ESG были предложены инвесторами и финансистами, чтобы можно было понять с какими проектами получится работать долгосрочно и без рисков. При этом можно понять, какое воздействие компании оказывают на экологию, экономику и социум.
Таким образом, компании поддерживающие ESG-принципы привлекают инвесторов и другие крупные и зарубежные компании.
Нужна ли ESG-повестка малому и среднему бизнесу
Некоторые компании малого и среднего бизнеса до сих пор до конца не ознакомлены с принципами ESG-повестки, а новички и вовсе не знают о ней. Но как показывает практика принципы ESG актуальны для любого бизнеса. Если компания планирует долгосрочное существование и сотрудничество с проверенными партнерами, то внедрение ESG-повестки просто необходимо. Плюсы для ESG-бизнеса:
- Проще получить кредит или поддержку от государства. Если бизнес строит, например, энергоэффективные дома или обучает «зеленым» технологиям, то есть возможность получить от государства гранты, налоговые льготы или помощь в погашении кредита.
Банки в свою очередь охотно сотрудничают с компаниями, у которых прозрачная система ведения бизнеса и дают кредиты с более низкими процентами. - Привлекает инвесторов. Без ESG-оценки возрастают экологические, социальные и репутационные риски, которые могут не окупиться инвесторам. Например, такие экологические катастрофы, как разливы нефти в океанах или авария на атомной станции Фукусима стали причиной создания специальной ESG-оценки. То есть некоторые проекты действительно могут принести больше проблем, чем прибыли. Поэтому компании с принципами ESG привлекают инвесторов.
- Повышает привлекательность владельца как работодателя. Забота о сотрудниках компании, прозрачный карьерный рост и белая зарплата привлекает качественных специалистов, которые быстро и ответственно выполняют свою работу. Такое новшество станет большим плюсом для компании.
- Благотворительность работает в пользу компании. За благотворительность в пользу некоммерческих организаций бизнес может получить налоговый вычет, но есть некоторые нюансы, с которыми можно ознакомиться здесь.
Национальное рейтинговое агентство оценивает соблюдение пунктов ESG и присваивает рейтинг.
Как внедрить ESG в бизнес
Нет четкой инструкции для внедрения ESG-повестки, потому что для каждой компании будут разные варианты. Например, если вы производитель обуви, то можно заключить договор с резиноперерабатывающим заводом и делать подошву из переработанного материала. Также можно использовать энергоэффективные технологии в своем бизнесе, чтобы снизить потребление энергетических ресурсов. Если вы пока не имеете достаточных средств для резкого изменения системы ведения бизнеса, то начните с малого:
- откажитесь от бумажных чеков, заменив их на электронные;
- допускайте не только работу в офисе, но и удаленно;
- откажитесь от лишней упаковки и используйте только перерабатываемую;
- сократите потребление бумаги;
- установите в офисах и на производствах контейнеры для раздельного сбора отходов;
- разработайте долгосрочную стратегию бизнеса. Не обязательно браться за все сразу, для начала можно постараться прийти к безотходному производству.
Не стоит заранее объявлять о своих планах по внедрению ESG, потому что это не так просто, как кажется, а обман и неудача может сказаться на репутации компании. Обычно для оценки качества своей ESG-повестки компания обращается за помощью к рейтинговым агентствам и аудиторским компаниям. Сейчас можно сделать все намного проще и оценить качество ESG-практик самостоятельно в сервисе СберПро. Бесплатный онлайн-сервис с искусственным интеллектом помогает среднему и крупному бизнесу самостоятельно диагностировать свою компанию. Для этого нужно всего лишь заполнить анкету из 36 вопросов и получить мгновенный результат. К тому же сервис предоставляет образовательные материалы для большего погружения в тему ESG.