В 1880-м году «Самарские епархиальные ведомости» писали об Иверском монастыре следующее: «Иверский женский монастырь, расположенный на скате крутого волжского берега, составляет великое украшение местности города. Главы большого храма, стоящего на гребне берега, первые бросаются в глаза путнику, плывущему сверху по Волге; с верхней площади монастыря открывается восхитительный вид на Волгу…»
Началось же строительство женской православной обители, позже ставшей монастырем , в 1850-м году. Сестринские корпуса строились вскладчину – все новоприбывшие сестры должны были построить собственные келью за свой счет. Первая группа из 40 насельниц объединила средства на постройку нового жилого корпуса, половину которого занимала часовня. В течение года «свежее пополнение» сестер выстроило еще два флигеля с кельями.
Главную свою задачу первая настоятельница общины Мария Янова видела в сооружении достойного новой обители храма. Обратившись 1858-м году к епископу Феофилу с прошением о закладке каменной трехпрестольной церкви, к прошению приложила план постройки, составленный губернским архитектором К.Г. Макером и уже одобренный департаментом проектов и смет публичных зданий. 17 сентября 1858-го года торжественная церемония закладки храма состоялась. Храм, спроектированный в торжественном русско-византийском стиле, строился на самом высоком месте монастырской усадьбы. Началось строительство бодро – в ноябре 1861-го года закончили кладку стен, весной 1862-го подняли и установили кресты. Но, поскольку финансы обители на этом этапе иссякли – процесс внутренней отделки занял почти 9 лет. Завершилось строительство благодаря пожертвованиям самарского купечества – городского головы Василия Буреева, Ивана Плешанова , Василия Головачева и Павла Журавлева.
До постройки кафедрального собора Успенский храм был самым величественным сооружением Самары. Имел крестообразную форму с пятью главами, своды опирались на декорированные колонны. Выполненные из белого камня три входа имели по 17 ступеней, необычные по форме окна находились на высоте трех саженей, а в куполе имелись еще 12 больших окон – что наполняло пространство воздухом и светом. Внутренние двустворчатые резные двери были липовыми, наружные сплошные – дубовыми.
При создании проекта Успенского храма Константин Григорьевич Макер разработал и проект колокольни – высотой в 40 саженей. Однако в Петербурге департамент проектов и смет «для обеспечения благонадежности и устойчивости постройки», а так же экономии средств велел уменьшить размеры колокольни вообще и высоту в частности – до 30 саженей. Строительство началось лишь через 20 лет по той же банальной причине отсутствия средств.
Дело сдвинулось, как обычно, благодаря пожертвованиям. По свидетельству тогдашней игуменьи Антонины, явившийся к ней ранее неизвестный И.В. Жуков поинтересовался , что для обители важнее – отлить большой колокол или выстроить колокольню? Настоятельница разумно ответила, что большой колокол без колокольни и повесить негде! Жуков молча удалился, а на следующий день в монастырь привезли кирпич «для колокольни» в количестве 100 тысяч штук. Пример оказался заразительным Жукова поддержали другие жертвователи, и колокольня начала «подниматься» - но не возле Успенского храма, согласно плана Макера, а, по настоянию игуменьи – возле «святых ворот» у выхода на улицу Саратовскую (Фрунзе), где ее высота не «съедалась» монастырской стеной и постройками.
На среднем ярусе колокольни разместился небольшой надвратный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Средства на его сооружение поступили от штабс-капитана Н.Н. Лобанова, лечившегося в Самаре от чахотки и дворян супругов Алашеевых в память о скончавшемся сыне Николае. Алашеевы так же передали драгоценную фамильную икону Святителя Николая, одеяния на престол и жертвенник и церковную завесу. Общая сумма пожертвований даже превысила смету строительства храма.
В начале 1880-х был заложен новый «теплый» - отапливаемый – храм во имя Иверской иконы Божией Матери взамен обветшавшего и ставшего тесным старого деревянного. Проект разработал самарский архитектор П.А. Иностранцев, после его смерти в 1886-м году строительство курировал епархиальный архитектор Тадеуш Хилинский. Главным «донатором» стала петербургская купчиха Ненюкова (дочь П.И. Синягина). Стоявший посередине дорожного Монастырского спуска, храм имел четырехугольную форму с каменным восьмериком в середине, на котором поднимался купол с десятью окнами, покрытый белым железом и увенчанный медным позолоченным крестом.
С четырех сторон размещались малые главки с такими же крестами соответствующего размера. Большая высота – 12 саженей с куполом и 15 саженей два аршина с крестом – «скрадывалась» окружающим крутым рельефом, так что он выглядел как бы пещерным храмом, наполовину скрытым в земле и и лишь фасадом, куполами и крестами выступающим на поверхность. С западной стороны во всю ширину разместилось крыльцо с террасами из белого камня, глухой белокаменной решеткой и выходами на две стороны.
В октябре 1900 года, по случаю полувекового юбилея обители, настоятельница Феофания обратилась к тогдашнему самарскому епископу Гурию с прошением о строительстве нового трапезного храма. Гурий оставил следующую резолюцию: "Разрешаю в память юбилея святой обители соорудить трапезный храм на месте существующей деревянной церкви, но не деревянный, а каменный в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, столь много прославленной Богом дивными знамениями и чудесами…"
5 июля 1901 года новый храм был заложен. На месте будущего престола установили деревянный крест, в фундамент апсиды вложили святые мощи, прикрытые медной доской с вырезанной датой закладки. Строительство шло по проекту и под наблюдением епархиального архитектора Т. С. Хилинского. В нижнем этаже девятиглавого храма разместились пекарня, квасоварня, под ними - фамильные погребальные склепы. На верхнем – трапезный храм с престолом во имя Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи и святителя Феодосия Черниговского. Монастырь, к этому времени "материально окрепший", завершил строительство быстро - торжественное освящение состоялось 21 сентября 1903-го года.
Четыре храма служили главными доминантами сложившегося монастырского архитектурного ансамбля, где все свободное от строений пространство было засажено деревьями, кустарниками и цветами. Монастырь во многом определял вид Самары, особенно со стороны Волги.
В 1919-м, как известно, закрылся, На его основе создали швейную бригаду и зарегистрировали общину верующих. Успенский храм закрыли в 1929-м году. Сначала использовали под гараж общества «Транспортник», а через год взорвали и выстроили на его месте жилой дом. 65-метровая колокольня с надвратным Свято-Никольским храмом так же была разрушена.
Иверский храм в том же году и тем же постановлением Крайисполкома отдали под клуб завода «Металлист», использовавшего алтарь в качестве сцены, затем – под филиал «Самараоблобувьбыта». Иерусалимский «трапезный» храм закрыли еще раньше – в 1925-м, разместив в нем сначала клуб водников, позже – Дом науки и техники
В начавшемся в 1990-е процессе «возрождения» вновь созданной Иверской общине вернули сначала бывшее здание трапезной, в 1995-м году – здание Иверского храма. В 1994-м община, получив официальный статус монастыря, начала его приспособление к нуждам обители. На трапезном храме установили купола, перестроили дом игуменьи, воссоздали монастырскую ограду и колокольню, построили новый храм-часовню в чест царственных страстотерпцев, благоустроили территорию. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете