На пересечении улиц Льва Толстого и Буянова стоит старинный трехэтажный особняк в русском стиле. Привлекает взгляд богатым убранством фасада, разнообразием декоративных деталей из фигурного кирпича. А над аркой парадного входа издалека видна мозаичная эмблема Российского Общества Красного Креста.
Символика, означающая нейтралитет для раненых, санитарного персонала, госпиталей и лазаретов в годы войны, принятая Женевской конференцией в 1864-м году, была принята и российским «Обществом попечения о раненых и больных воинах», устав которого был утвержден 3 мая 1867-го года. Цель общества – уход за ранеными и больными воинами, а в мирное время – помощь ветеранам, инвалидам и пострадавшим от бедствий. Главное управление находилось в Петербурге, местные – в губернских столицах. При губернских комитетах действовали Общины сестер милосердия, имевшие целью «подготовление сестер милосердия для безвозмездного служения больным и раненым в военное время, в мирное же время — для ухода за больными в госпиталях, в гражданских больницах и частных домах ».
Самарская община сестер милосердия была создана в 1893-м году, управлялась Попечительским Советом, возглавлявшимся Петром Алабиным и его супругой Варварой Васильевной, размещалась в небольшом деревянном домике на нынешней улице Братьев Коростелевых и первоначально состояла из 12-ти сестер милосердия. За четыре года деятельности Община, как тогда писали, «приобрела себе общую симпатию»
После смерти П. В. Алабина и ухода из состава комитета его супруги новым председателем местного комитета Красного Креста и главой Попечительского Совета стала супруга тогдашнего губернатора Софья Борисовна Брянчанинова. О ней хочется сказать несколько слов.
Софья Борисовна была не только женой действующего губернатора А.С. Брянчанинова, но также и дочерью бывшего самарского губернатора Б.П. Обухова, то есть, можно сказать, потомственной руководительницей губернии. Не имея собственных детей, организаторский талант и энергию отдавала делам общественным. Приняв Общину в свое ведение, сразу решила ее деятельность расширить, поскольку « 4-х летний опыт существования Общины доказал не только целесообразность для Самары такого учреждения, но и необходимость расширения его увеличением числа сестер милосердия и устройства при Общине лечебницы для лиц, принадлежащих к достаточным классам и требующих хирургических операций, сопряженных с необходимыми удобствами и спокойствием».
Разрешения на увеличение штата сестер и строительства нового здания с больницей Брянчанинова добилась быстро, но денег на постройку Община не имела. Софью Борисовну это не остановило – был объявлен сбор пожертвований, и требуемая сумма в 160 тысяч рублей собралась. Основными жертвователями стали братья-купцы Петр и Лаврентий Аржановы, внесшие по 26 тысяч, и столько же внесла благотворительница Мария Федоровна Кобзарь, о которой, кроме имени, больше ничего не известно. Прежнюю усадьба с постройками продали, а на новом дворовом месте на нынешней Льва Толстого, 136, купленном за 50 тысяч рублей, решили строить здание для Общины с церковью, больницей для хирургических и терапевтических больных и амбулаторией.
Составить проект и смету попросили епархиального архитектора Тадеуша Хилинского – и он не только согласился, но и разработал проект безвозмездно. Так же безвозмездно в течение трех лет строительство курировал. К постройке приступили 10 августа 1899-го года, а 28-го апреля 1902-го был совершен молебен в новом храме, подняты кресты и колокола и лично епископом Гурием посажена первая пихта в будущем саду. Торжество, за которым наблюдало огромная толпа народа, завершилось осмотром больничных и храмовых помещений под звон колоколов.
В изначально двухэтажном здании на первом этаже располагались ризница, палаты для больных, ванные комнаты операционные, приемные с лабораторией столовая для больных, буфет, кухня. Поднявшись на второй этаж по мраморной лестнице, можно было попасть в еще одну приемную, бельевую, квартиру сестры-настоятельницы, кабинет доктора и такие же палаты, как и внизу.
Медицинское оснащение было на современнейшем уровне, как и инженерные коммуникации - электрическое освещение, паровое отопление и водопровод. Хочется отметить, что «Больничные палаты отдельные предназначались для лиц достаточного сословия. В общих палатах имелась одна бесплатная кровать имени Г. И. Курлина, прочие же кровати заняты платными больными, за исключением лиц, освобожденных от платы постановлением Попечительского Совета».
После установления Советской власти больница, с 1900-го года называвшаяся «Ольгинской» - в честь великой княжны Ольги – название и профиль поменяла, стала просто «городской», церковь, естественно, закрылась. В 30-е годы здесь открылся Институт охраны материнства и младенчества, тогда же бывшая Ольгинская больница надстроилась третьим этажом, что увеличило вместимость еще на 60 мест. Институт рос, переоснащался и считался одним из передовых медицинских учреждений своего профиля. В 1970-е вдруг стал Областной клинической больницей, до начала 2000-х функционировал как роддом (в обиходе "Красный Крест"), а потом всякая деятельность здесь остановилась.
Информация о грядущем восстановлении больницы Общества сестер милосердия в средствах массовой информации появляется, так что ждем.
Кстати, связь самарских губернаторов с бывшей Ольгинской не прервалась - в роддоме «Красный крест» родился нынешний губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете