- Воздвигнули сей прискорбiя знакъ въ сердечномъ сътованiи остаешься по немъ две сестры и братъ, которые не перестанутъ омывать горестными слезами сей любезной имъ, брата ихъ прахъ дондеже ихъ жизнь продлится а ты о боже упокой душу усопшаго сего идъже праведные твои упокоеваются молимъ тя Всеблагiй Господи.
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Всякий, пожалуй, кто бывал хоть раз в Некрополе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, отметил для себя это величественное (работы Воронихина, между прочим) сооружение ("прискорбия знак"), не вполне отдавая себе отчёта - а кто, собственно, таков - сей замечательный усопший? Молодой, 34 года всего - маловато даже для несовершенства врачебной науки того времени... Давайте знакомиться! К сожалению, повод для знакомства не слишком-то удачный: сего дня маiя 11 числа наш герой... скончался.
"... У полуоткрытых дверей зрительного зала стоял только что вошедший красивый молодой генерал, командир Преображенского полка Талызин. Иванчук был с ним знаком, но не совсем; его раза два представляли генералу, однако уверенности, что Талызин его знает, у Иванчука не было. Он с достоинством поклонился и скользнул мимо генерала, говоря вполголоса:
-- Мочи нет, как фальшивит...
Это замечание передавало Талызину инициативу дальнейшего: он мог, если хотел, начать разговор. Генерал приветливо протянул руку Иванчуку и, может быть, поддержал бы разговор об артистке. Но его внимание отвлек молодой невысокий офицер, тоже выходивший из зала.
-- Вы, сударь мой, что ж, или знать меня не хотите? -- сказал Талызин, ласково улыбаясь и хватая молодого человека за рукав. -- Третьего дни опять не были, а?
Иванчук оглянулся на офицера, помешавшего ему поговорить с командиром Преображенского полка, и с удивлением узнал двадцатилетнего графа де Бальмена. "Не умеет Талызин соблюдать диштанцию, -- подумал Иванчук. -- С этаким клопом как разговаривает. А где же это он третьего дни опять не был?.. Говорят, Талызин зачем-то собирает у себя молодых офицеров".
-- Странный нынче день! На солнце не больно смотреть, точно и не светит, -- сказал Талызин..."
М.А.Алданов "Заговор"
Я нынче снова прибегнул в помощи недооценённого в обоих последних столетиях и обожаемого мною Марка Алданова , романиста не только исторического, но и современного себе - (под последним разумею замечательную трилогию "Ключ", "Бегство", Пещера", роман "Самоубийство" и срез общества последней четверти XIX века - роман "Истоки"). Фигура Талызина,вообще мало кому знакомая (в отличие от главного его конфидента графа Палена), здесь преподнесена словно вишенка на праздничном торте - вкусно, ярко, красочно и выпукло. Особенно - глазами главных героев романа - откровенных parvenu Штааля и Иванчука.
"... Талызина любило все петербургское общество. Он был молод, богат, вел широкую жизнь, имел превосходный стол. Но хлебосольством в Петербурге никого нельзя было удивить. У Талызина в доме бывали люди враждебных групп и воззрений, вследствие чего ему приходилось устраивать тройное количество приемов: среди его приятелей или добрых знакомых много было людей, которых никак не полагалось звать вместе в один вечер. Талызин обладал таким опытом, так хорошо знал сложные взаимоотношения своих бесчисленных гостей, что в доме его не могли встретиться люди, не желающие видеть друг друга, – разве только в намерение хозяина именно и входило свести для примирения этих людей. Престижу Талызина в петербургском обществе способствовало еще и то, что он был деятельным масоном и не скрывал этого... Ложи иногда собирались у Талызина. Посещавшие генерала молодые люди с любопытством у него осматривались и спрашивали друг друга втихомолку, где же, собственно, заседают фреймасоны: комнаты как комнаты, – уж нет ли потайных дверей? Талызин, командовавший Преображенским полком, жил в Лейб-Компанском корпусе в большой, полагавшейся ему по должности, квартире..."
М.А.Алданов "Заговор"
Вот ему это надо было? Сын состоятельного и состоявшегося при Екатерине вельможи, сенатора Александра Фёдоровича, мать - из Апраксиных, в родстве в Куракиными... Ну всё есть у человека с рожденья! Да бог с ним - с родством! Он и сам был в изрядном фаворе у известного своим неровным норовом Павла Петровича, несмотря на молодечество своё (без каких-либо воинских заслуг) произведен в генерал-майоры, менее чем через два года - в генерал-лейтенанты, а ещё спустя три недели Талызин получает под своё командование элитнейший полк - Преображенский. Сдаётся, продолжи он в таком же духе - перспективы дальнейшего роста открывались головокружительнейшие... Причём - вне зависимости от того, кто занимал престол! Полагаю, при всех своих замечательных качествах - молодость, обаяние, богатство, неконфликтность, умение нравиться, способность оказаться в нужном месте в подобающий момент - он сделал бы самую замечательную карьеру и при Александре... Так зачем же милейший Пётр Александрович влез в эту авантюру? Ведь никаких опасностей со стороны Павла для него лично не было вовсе (кроме, разумеется, переменчивого нрава Императора). Известно, что в заговор его вовлёк Никита Панин, а уж дальше, вероятно, окончательно обработал известный знаток "пфификологии" и сам персонаж невероятного обаяния - тёзка генерала Пётр Алексеевич Пален. Что-то подсказывает мне, что слово "авантюра" здесь и есть тот самый ключ к пониманию фигуры Талызина. Не хватало остроты ощущений? "Некоторые любят погорячее"? Жизнь казалась ему одним большим праздником, в котором для него было очень много места? Беспечность не очень умного "мажора"? Как знать... Тем горше было отрезвление. Отправленное письмо унаследовавшему Престол Александру Павловичу с просьбою разделить своё наследство меж сёстрами и братом Степаном, и вовсе уж удивительная смерть - днём спустя. Что это? Сведение счетов с самим собою от мук совести (хотя лично в убийстве Павла Талызин участия не принимал)? Или утончённая, каким-то иезуитским образом спроворенная месть былых соратников Палена и Панина (бытовала и такая версия) - за слишком искреннюю любовь к молодому Императору и попытку помешать первым (вместе с Зубовым) ограничить его власть? Никто не ведал этого тогда, а уж сейчас - и подавно.
"...Он давно поставил себе правилом верить каждому человеку, пока не будет обнаружено, что верить ему не следует. Хотя обнаруживалось это часто, Талызин не отступал от своего правила. Но теперь дело шло о жизни, и притом не только об его собственной. За себя он почти не беспокоился. Талызин сел верхом на стул, опустил подбородок на спинку и постарался представить себе ясно Тайную канцелярию, одно название которой вызывало у всех ужас. Контраст казематов и застенков с роскошной столовой позабавил его. «Ну что ж, каземат так каземат, надо пройти и через это… Может, и вправду настал последний квартал моей жизни, – сказал он себе почти весело и тут же подумал, что только масонство дает ему такую внутреннюю свободу. – Да, это большое счастье! Каземат так каземат… А вот застенок так застенок – этого я не скажу. Да и в каземате было бы жаль вспоминать… Там, конечно, все это получит в мыслях особенную прелесть», – думал он, представляя себе ясно койку полутемного сырого каземата, черствый хлеб и кружку ржавой воды. Он окинул меланхолическим взглядом ананасы, розы, зажженные свечи, вина, разлитые по графинам, темно-серые зерна икры на льду в серебряной вазе. «Да, все это очень красиво: забывают ведь, как красив хорошо накрытый стол… Так что же? Надо вправду принять меры. Но какие меры? Хороша наша конспирация! Только Пален и знает это дело… Впрочем, Бог даст, и не пропадем за ним да за Александром Павловичем. А пропадем, так за доброе дело…"
М.А.Алданов "Заговор")
Фигура генерала Петра Талызина - да, не велика, бывают поводы для поминаний и поосновательнее... Но есть в ней до сих пор и пряный привкус манкости Эпохи, и щекочущий аромат Тайны, и ещё что-то труднообъяснимое, но тактильно ощутимое сквозь пару столетий... то, что можно трактовать как "мысленную визуализацию Истории". Визуализировать одних нет никакой охоты и потребности, пусть их!.. А симпатичный образ Талызина такое желание вызывает. А значит, не зря мы сегодня прочли и оборвали очередной листок с нашего умозрительного календаря.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие выпуски "... сего дня...", а также много ещё чего -в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу
"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем