Найти тему
Круто об искусстве

Ленин, Тцара, Джойс и Оскар Уайлд.

▪️Эндрю Галлоуэй. Плакат спектакля по пьесе Тома Стоппарда "Травести или Комедия с переодеваниями". Факультет театрального и медиаискусства Университета Бригама Янга.
▪️Эндрю Галлоуэй. Плакат спектакля по пьесе Тома Стоппарда "Травести или Комедия с переодеваниями". Факультет театрального и медиаискусства Университета Бригама Янга.

Под аккомпанемент Фридриха Штовассера, в миру известного под именем Фриденсрайха Регентага Дункельбунта Хундертвассера, расскажу вам об одной занимательной пьесе - экстравагантный фарс, искусная игра слов, Ленин, Тцара, Джойс и Оскар Уайлд.

В цюрихской библиотеке, где все они, разумеется, бывали, а сегодня и вовсе стали библиотечными персонажами.

▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер

Про Хундертвассера ⬇️

Итак, Том Стоппард "Травести или Комедия с переодеваниями" (1974) - блистательная и очень смешная интеллектуальная история, в которой Ленин, Джеймс Джойс и Тристан Тцара, жившие в 1918 году в Цюрихе, оказываются связанными с любительской постановкой пьесы Оскара Уайлда "Как важно быть серьезным".

Стоппард - это постмодернизм, эпоха мимикрии, стилизации и тотального цитирования; интертекстуальность как метод, палимпсест (рукопись поверх скрытого, первичного смысла) как прием. Короче, метадрама (и мой личный рекомендасьен).

▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер

Генри Карр - рассказчик, воспоминания которого мы, собственно, и читаем. Воспоминания эти несвязные, последовательность их нарушена, ибо сказ ведет заносчивый старик, в прошлом денди и позер.

Карр, кстати, персонаж исторически реальный - Стоппард сам нам дает микробиосправку: мужчина попал на фронт Первой Мировой, был серьезно ранен, взят немцами в плен, потом по программе обмена пленными оказался в Цюрихе, познакомился там с Джеймсом Джойсом, который аккурат тогда искал актера на главную роль в комедии Оскара Уайлда "Как важно быть серьезным". Джойс, понятное дело, Карра на роль утвердил, постановка имела успех. А после премьеры спектакля случился скандал из-за гонорара - Карр требовал возместить затраты на костюм (купленные им брюки и шляпу), а Джойс, в ответочку, просил вернуть ему выручку с 5 билетов, которые отдал Карру для распространения плюс компенсировать моральный ущерб. Оба подали в суд. Первый иск Джойса удовлетворили, а в компенсации отказали. Обиженный писатель отомстил Карру классическим высокохудожественным образом - упомянул о нем, как о пьяном и грязном солдате на страницах своего "Улисса" (эпизод "Цирцея").

Собственно, сие событие (повторюсь, реальный случай, который произошел с Джойсом и Карром в Цюрихе в 1918 году) и легло в основу парадоксальной пьесы Стоппарда, где помимо Джойса и Карра, будут Крупская, Ленин и Тцара. А еще Сесили и Гвендолен - героини пьесы Уайлда.

Ни о какой реальности тут и речи не идет, причем флер этот нарушает сам автор пьесы еще во введении, рассказывая нам не только реальную историю Карра и Джойса (и цитируя письмо супруги Карра, которая постановку видела), но, например, перечисляя источники, которые цитируются в повествовании. И мы сразу понимаем, что логики ждать нам не придется.

▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер

▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер

Сесили - библиотекарь в Цертральной цюрихской библиотеке, помошница Ленина. Гвендолен - ученица Джойса, помогающая ему писать "Улисса". А еще Гвендолен - племянница Карра и в нее влюблен Тцара (сам Тцара называет себя Джеком и придумывает себе брата, потому что трусит назвать свое настоящее имя Ленину и Сесили, ибо те дадаистов не очень жалуют).

В общем, стоппардовский сказ симметричен уайлдовской пьесе ("Как важно быть серьезным"), ибо его история есть остроумный парафраз этой комедии. Кроме того, сами герои являются носителями конкретной идеи, которую, собственно, со страстью неофитов и отстаивают. Ленин, ясное дело, революционер, в корне отрицающий современное искусство. Тцара - тот самый совриск (отец-основатель дадаизма). Джойс - представитель классического искусства (по Стоппарду).

▪️Фриденсрайх Хундертвассер
▪️Фриденсрайх Хундертвассер

Диалоги в пьесе - это отдельный вид искусства. И даже не потому, что герои тут будут обсуждать все: от проблем формы и содержания в искусстве и культуре до теорем Пифагора и законов Ньютона. То аки старый телевизор с плохим сигналом, когда при просмотре постоянно возникают какие-то помехи, сбои, заедания. Так, один и тот же диалог может повториться пять раз, изменяясь в процессе повторения и наполняясь иным содержанием. Прерывается он, конечно, ругательством героев друг на друга. А повторяется до тех пор, пока персоны не найдут точку соприкосновения. Нашли - развитие сюжета идет дальше.

Идейный же спор Ленина с Тцарой (столкновение эпох и мировоззрений - надлом в мироощущении, вызванный историческими катаклизмами), не разрешится, ибо память Карра обрывает воспоминание. То про мир, как бесконечный диалог, который никогда не будет закончен.

Show Clips - Travesties, Starring Tom Hollander