Или же Способы позитивного влияния на сложившуюся в России ситуацию относительно устройства детей-сирот. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей в РФ.
Вместе с распадом СССР, в нашей стране, к сожалению, разрушению также подвергались такие фундаментальные социальные институты, как брак и семья, в своем роде, что пагубно сказалось на воспитании и становлении будущих поколений.
Сравнивая морально-ценностные условия развития детей во времена Советского Союза с нынешней ситуацией, вывод напрашивается сам собой. Раньше дети с родителями всей семьей выезжали загород, отпуска проводились за поездками в санатории и курорты. Культура здорового отдыха, включавшая негласно участие всех членов семьи, была обязательной. Старшие учили полноценному устройству быта младших, а те перенимали знания посредством естественной среды и условий. Несмотря на часто обоих работавших родителей, дети получали должное количество внимания и участия, воспитания.
Касательно усыновления детей, не существовало «своих» и «чужих». Усыновление, как и отказ от ребенка не подкреплялись финансовой мотивацией, а отдать родного ребенка в детский дом крайне редко рассматривалось в качестве выхода из непростой жизненной ситуации. Дети принимались в семью на условиях, равных условиям детей, имевших кровное родство с родителями. В сознании усыновленных детей с большей вероятностью восстанавливался или с нуля выстраивался образ полной семьи, образ института семьи, как основополагающего и фундаментального.
Государство на данный момент прилагает немалые усилия для того, чтобы повысить роль семьи и брака в обществе, укрепить внутрисемейные отношения. Для многодетных семей выделяются финансовые капиталы и льготы. Однако, вместе с тем, материальная сторона вопроса стала играть ведущую роль в отношении вопроса об усыновлении. С появлением новых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, также возрос и риск недобросовестности намерений усыновителей и попечителей.
Так как основным направлением в развитии института замещающей семьи со стороны государства была разработка системы материального стимулирования приемных семей, то основным мотивом для принятия на воспитание детей стал материальный стимул. Как следствие, в роли усыновляющих семей часто выступали неблагополучные семьи, для которых усыновление являлось лишь средством поддержания собственного бюджета, и по прошествии некоторого времени службы социальной защиты были вынуждены изымать детей из этих семей вследствие неспособности этих приемных семей выполнять свои обязательства. Уместно предположить, что финансовая ситуация в некоторых регионах страны, безработица и высокий уровень преступности также повлияли на ситуацию. Если же в роли приемных семей выступали благополучные и обеспеченные семьи, для которых актуальными были мотивы эмоционально-психологического плана, то, как правило, инициаторами возврата детей выступали сами приемные родители. Данная категория родителей оказывалась психологически не готова к воспитанию подобного рода детей. Столкновение родительских желаний и надежд с ожиданиями и особенностями ребенка часто оказывались травмирующими для обеих сторон.
На данный момент в России зарегистрировано более 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это 2,5% от всего детского населения в возрасте от 0 до 17 лет. В некоторых регионах доля детей-сирот достигает 20%. Максимальная же доля детей-сирот после Второй Мировой войны не превышала и 9%.
Из числа детей, лишенных родительской опеки в настоящее время, 545 тысяч находятся на воспитании в семьях, и лишь 159 тысяч из них - официально усыновлены или удочерены. Остальные находятся либо под опекой, либо в приемных семьях. Около 260 тысяч детей воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из этого следует, что большинство таких детей имеют, по большей части, финансовые, а не личностные взаимоотношения с людьми, несущими за них ответственность.
К огромному сожалению, именно такая разноплановая структура социального устройства детей, изначально направленная на снижение уровня сиротства в стране, привела к тому, что в России за последние 20 лет значительно вырос уровень «повторного сиротства» (усыновители возвращают детей в детские дома, иногда по несколько раз). Это, как ничто иное, приводит к полной эмоциональной деградации будущего поколения, к разрушению идеалов и ценностей семьи.
Логично будет предположить, что, будучи взрослыми, люди, выросшие в таких условиях, никак не смогут обеспечить своим детям должного психологического базиса в отношении семейных и нравственных ценностей.
Разорвать «порочный круг» мы можем, лишь пересмотрев всю современную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во главе идеи усыновления или удочерения в первую очередь должна стоять ценность семьи, а не финансовая мотивация. Даже самый строгий надзор при наличии материальных льгот будет бесполезен.
На данный момент в стране существует достаточное количество благотворительных организаций, которые занимаются помощью детям, оставшимся без попечения родителей. В их обязанности входит:
· Профилактика отказов от детей;
· Содействие семейному устройству детей-сирот;
· Переподготовка специалистов сиротских учреждений для профилактики депривационных расстройств у детей;
· Подготовка приемных родителей на базе школ для приемных родителей;
· Содействие социализации приемных детей;
· Профилактика отказов от детей неблагополучных матерей-одиночек, имеющих сиротский опыт.
Что может сделать каждый из нас для того, чтобы поспособствовать снижению уровня сиротства в стране:
1. Показывать детям на практике, что такое сплоченная семья и как она функционирует. Как утверждают отечественные и зарубежные специалисты из области детской психологии и психиатрии, достаточно уделять ребенку 30 минут абсолютного времени в день для того, чтобы полностью удовлетворить его необходимость во внимании родителя. Под этим понимается совместное времяпрепровождение с дочерью/сыном, без использования мобильного телефона, без отвлечения на что-либо, мешающее проводить время с ребенком и только с ним.
2. Ставить общесемейные мероприятия выше внешнебытовых занятий. Необходимо показывать ребенку, как важно заботиться о старшем и младшем поколении, чтить свою историю и семейные традиции.
3. Приучать детей к самостоятельности, будучи готовыми предложить свою помощь. Трудовое воспитание также необходимо для будущих поколений, дабы дети умели позаботиться о своих базовых потребностях и, вырастая, были способны себя обеспечить, не полагаясь на помощь посторонних и не теряясь в стремительно изменяющемся мире. Именно в семье детей приучают к самостоятельности. Только будучи неравнодушными к своим детям, родители будут замотивированы в их будущем благополучии, как личностной целостности.
4. Образовывать детей в области сиротства. Остается лишь надеяться, что будущие поколения родителей не станут запугивать своих детей детским домом. Избавившись от стереотипного мышления во всех отношениях, мы сможем поспособствовать стиранию границ между «своими» и «чужими» детьми, а повзрослевшие единицы общества, имеющие за плечами опыт сиротства, смогут полноценно существовать общественной системе.
Актуализация такой проблемы, как крайне высокий уровень сиротства в стране, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, внедрение мероприятий, пропагандирующих важность и ценность семьи, а также повышение информированности населения о работе социальных и благотворительных служб, чья работа нацелена на устройство и обеспечение морального и физического благосостояния детей, лишенных родительской опеки, вместе образуют прорыв. Учитывая неидеальность реализации чего бы то ни было, именно эти факторы поспособствуют также и решению социально-экономических проблем. Возведение семьи в культ ни при каких обстоятельствах не навредит общественной нравственности и социальной развитости. Стоит дополнить это повышением мотивации к любого рода работе и выполнению обязанностей, организованностью и самодисциплиной.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что осведомленность общественности, а также наличие путей решения проблемы высокого уровня сиротства в России помогут нам совершить уверенный шаг в сторону помощи не только нынешним, но и будущим поколениям детей и родителей.