Шел 1943 год. На улицах Минска все говорило о наступлении весны, хотя был только конец марта, 30 число. В 8 часов в гетто, в котором содержали евреев, приехал грузовик. Двадцать пять человек с нашивками в виде желтой шестиугольной звезды с опаской начали залезать в кузов. В кабине сидели двое мужчин в немецкой форме — водитель в звании унтер-офицера и пассажир в чине гауптмана.
Какого же было удивление шофера, когда напарник приказал сменить маршрут: вместо того, чтобы отвезти тех, кто в кузове, на разгрузку вагонов с цементом, нужно ехать в сторону леса. По мере приближения к лесной полосе унтер все больше нервничал. «Ведь там партизаны, там опасно», — попытался было убедить капитана, но тот прикрикнул и велел продолжать движение. В панике шофер нажал на тормоза, выскочил из кабины и бросился бежать. Но пуля гауптмана, выпущенная из пистолета, настигла убегающего, и он замертво рухнул на землю. Стрелявший занял место водителя, и машина снова поехала в сторону леса. Так все и приехали в партизанский отряд им. Сталина.
Вилли и Ильза
Вилли Шульц. Так звали того самого немецкого офицера, некогда присягнувшего Гитлеру, а сейчас спасшего от верной гибели 25 евреев. На такой поступок подвигла страстная любовь.
Биография 46-летнего Шульца практически ничем не отличалась от тысячи других того времени. Как и все был на фронте, служил в люфтваффе, получил ранение, перевели в Минск начальником интендантской службы. В городе было создано гетто, узники которого работали на добыче торфа в местных болотах. Сюда весной 1943-го в числе арестованных во Франкфурте-на-Майне прибыла Ильза Штейн. Красавица, которой едва исполнилось 18 лет, поразила Шульца своей красотой. Он влюбился в девушку с первого взгляда и уже не мог ни дня не думать о ней. Ему приходилось скрывать свои чувства от посторонних. Капитану удавалось сделать пребывание любимой в гетто более или менее мягким. С его помощью она была назначена на должность бригадира, а подруга, Лиза Гутникович, стала ей помогать. Иногда Шульцу удавалось тайно взять в офицерской столовой для девушек порцию супа и хлеба.
Он видел, как его сослуживцы обращаются с узниками — постоянные издевательства, наказания или даже убийства за малейшее прегрешение. Постепенно у Шульца сформировалась неприязнь к нацистам. Он чаще стал слушать трансляции Московского радио, выходившие на немецком языке.
Как ни старался Вилли скрывать свои чувства, все же они не остались без внимания. Однажды сослуживец заметил, как Шульц мило беседовал с Ильзой, держа ее за руку, и тут же поспешил сообщить об этом в гестапо. К влюбленному немцу карательных мер не предприняли, но в личное дело внесли соответствующую пометку.
Шульц опасался за судьбу Ильзы и искал способ, как ей помочь. С этим вопросом обратился к Лизе Гутникович. Ответ был кратким: «Бежать в лес». Вилли посмотрел на девушку и молча ушел.
К разговору вернулся через сутки. Предложил бежать втроем. Но местные подпольщики выдвинули требование: увести из гетто как можно больше евреев, так как знали, что они обречены. Шульц сильно испугался, осознавая, что много людей вывести будет сложно, их непременно обнаружат, но другого выхода не было, и он согласился.
Как уже знаем, побег удался. Вилли Шульц сдался в плен. Во время допроса много чего рассказал полезного. Например, где расположены штабы, аэродромы, склады с боеприпасами.
Не судьба
В партизанском отряде беглецы пробыли до осени. Затем Ильзу и Вилли переправили в Москву. Два месяца пара жила на конспиративной даче в Малаховке. Но все же им пришлось расстаться. Бывшего солдата вермахта отправили в специальный лагерь НКВД для военнопленных №27, где готовили агентов для подпольной работы на территории Германии.
После отъезда возлюбленного Ильза узнала, что ждет ребенка. Ей предложили рожать в Биробиджане, где обстановка была более спокойной. Роды протекали тяжело. Из-за осложнений родившийся мальчик прожил несколько дней, и вскоре его не стало. С отцом своего ребенка Ильза больше никогда не встречалась и долго о нем ничего не знала. Лишь когда НКВД сняло гриф секретности с некоторых документов, стало известно, что Вилли Шульц заболел в спецлагере менингитом, отчего умер 31 декабря 1944 года.
Ильза Штейн жила и работала в Советском Союзе. В начале 1950-х вышла замуж и уехала с мужем в Ростов-на-Дону. В семье родилась девочка. В 1985 г. встретилась с Лизой Гутникович, которую отыскала, благодаря объявлению в газете. Ильза, взяв с собой дочь, побывала в родном немецком городе, откуда в 1942 году ее в товарном вагоне привезли в Минск. Однако остаться в Германии отказалась.
Ильза Штейн ушла из жизни в 1993 году. До конца своих дней она любила человека, отказавшегося ради нее от преданности Гитлеру и болезненно переживала разлуку.
Буду благодарна за подписку, комментарии и лайки. Мне очень нужна ваша поддержка.
Статья по теме
Непридуманная история любви главного татуировщика Освенцима
Лебединая верность: о любви и преданности Ханако Исии — японской жены Рихарда Зорге