И в самом деле, все известные дошедшие до нас древние шедевры античной архитектуры ровного белого или серого цвета. На них отчетливо можно рассмотреть все мельчайшие детали, начиная от складок одежды, и заканчивая тугими завитками мраморных волос. Но вот глаза... Боги Древней Греции, герои мифов, великие военачальники — все они таращатся на нас слепыми бельмами белых глаз. А ведь не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Никакая реконструкция не сравнится с ярким, пусть даже нарисованным взглядом.
Неужели древние греки этого не знали и сознательно изображали своих героев "слепыми"? Конечно же, нет. Античные мастера прекрасно были осведомлены о важности глаз. И они у статуй были. Да, изначально все древние изваяния были покрыты краской. И глаза, разумеется, тоже. Просто за давностью тысячелетий вся она стерлась и исчезла без следа.
Удивительно, но долгое время ученые думали, что так и должно быть — греки ваяли своих богов из белого мрамора и специально оставляли их такими, дабы подчеркнуть красоту форм и плавность линий. Но в XIX веке археологи нашли статуи древнегреческих кор (девушек) со следами краски в складках мантий и туник. Тогда некоторые из известных изваяний были подвергнуты рентгеновским и ультрафиолетовым исследованиям. Предположения о раскраске подтвердились. Причем, современные технологии позволили даже восстановить цвет красок по всей поверхности статуй.
И он оказался весьма жизнерадостным. В современное время такую раскраску назвали бы китчем — желтые тела, ярко-алые губы, одежды цвета индиго, зеленые копья и щиты. Но грекам было нормально и никакой аляповатости в этом они не видели.
Но интересно тут не это. Есть один немаловажный факт, о котором известно лишь специалистам. Дело в том, что все известные ныне мраморные статуи — это всего лишь римские копии знаменитых греческих героев. А оригинальных греческих фигур, выполненных из камня, почти не существует. И это объясняется просто — мрамор древние греки использовали лишь для отделки своих зданий. А вот главным материалом для статуй у них служила бронза. Этот материал был более дорогим, долговечным, прочным и пластичным. Он давал больше возможности скульпторам выразить свою мысль. Такие бронзовые статуи изобиловали золотыми деталями и украшениями из слоновой кости. А самая главная деталь — глаза — у них были выполнены из хрусталя, драгоценных и полудрагоценных камней.
Именно поэтому дошедшие до нас бронзовые изваяния зияют черной пустотой глазниц — вандалы просто выковыривали драгоценности. Да и самих фигур сейчас немного. Причина проста — когда греческие города подвергались разорению, бронзовые статуи шли на переплавку.
Однако заглянуть в глаза античным богам все же есть возможность. Уникальные древнегреческие статуи сохранились, правда в очень ограниченным количестве. Археологам повезло их найти на местах кораблекрушений. По понятным причинам до лежащих на дне изваяний вандалы дотянуться не могли, поэтому мы сейчас можем наблюдать за красотой и осмысленностью древнегреческих скульптур.
Глядя на фотографии, сложно не согласиться, что ощущения совсем другие. Поражает детализация прорисовки глаз. Вот, взгляните на бронзовую статую Эфеба, датированную 340 годом до нашей эры. Глаза сделаны из сердолика и янтаря, а обрамляют их маленькие бронзовые реснички.
А вот бронзовое изваяние дельфийского возничего из одноименного археологического музея. Радужка глаз юноши выполнена из оникса, головная повязка инкрустирована серебром и скорее всего была украшена драгоценными камнями. А ресницы и губы — из меди.
Самая значительная археологическая находка второй половины XX века случилась в 1959 году в греческом порту Пирее. При ремонте канализации было обнаружено несколько древних античных бронзовых статуй, которые, по всей вероятности, предназначались к отправке морем (так как были упакованы). Выделяется из них статуя Афины — фигура высотой 2,45 метров. Ее глаза на месте и изготовлены из янтаря. И тоже сохранились ажурные бронзовые реснички.
Голова от статуи философа была обнаружена тоже около острова Антикитер. Белки его глаз сделаны из стеклянной пасты, а сами радужки — из светлой шпинели.
Что же до мраморных статуй, то и среди них встречаются экземпляры, глаза которых были инкрустированы полудрагоценными камнями. Правда, в мире их не больше десятка. А основные объекты античного искусства бесстрастно взирают на нас с пьедесталов своими белыми безжизненными глазами.
Одной загадкой стало меньше. Но в античной истории полным-полно аналогичных тайн и вопросов. На многие из них у ученых есть ответы. Ну, вот, например 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: vokrugsveta.ru; fabula.club; shakko.ru)