Екатерина Донгак старший следователь Дзун-Хемчикского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Тыва считает свою профессию женской. Говорит, что именно женщины замечают все детали, которые могут упустить неусидчивые нетерпеливые мужчины.
В наши дни в этой профессии и правда представительницы прекрасной половины человечества не такая уж большая редкость. И все же, люди, более-менее посвящённые в специфику этой работы, связанную с человеческой жестокостью, болью, кровью, не могут не задаваться вопросом – чем она притягательна для хрупких созданий?
Обвинительные приговоры
Сегодня среди женщин-следователей Екатерина Александровна – самый результативный сотрудник Следкома. По всем делам, которые она расследовала и направила в суд (в год у неё в производстве порядка 10-12 дел), были вынесены обвинительные приговоры. «С направлением дела в суд я не успокаиваюсь, отслеживаю его продвижение через секретарей, пока обвинительный приговор не вступит в силу», – заявила собеседница, чем сразу расположила к себе. Если надо судьям помочь найти обвиняемого, который, к примеру, не является в зал заседаний, а по прописке он не живёт, Екатерина Донгак обязательно помогает установить его местонахождение.
И все же женщины есть женщины: каждое дело следователь окуривает артышом и прошивает только белой нитью – такой ритуал, уверена Екатерина Александровна, способствует рассмотрению дела в судебной инстанции без проволочек. Хотя, конечно, и мужчины склонны к суевериям, возможно, даже в большей степени, нежели дамы…
Бегала со следователями на места преступлений
А началось всё ещё в 8 классе с печатной машинки, на которой Екатерина помогала печатать до глубокой ночи жене дяди обвинительные заключения. Женщина работала следователем в прокуратуре, в те времена Следственного комитета как отдельной структуры ещё не существовало. И очень старшекласснице такое занятие было по душе. Тогда она и решила стать следователем, несмотря на уговоры мамы пойти по её стопам учиться на медика. Окончив школу, девушка поступила в техникум экономики и права. А после почти 6 месяцев работала в дзун-хемчикской прокуратуре на общественных началах.
В 2007 году в регионе появилось Следственное управление Следственного комитета России по Республике Тыва. Из прокуратуры Дзун-Хемчского района, где на тот момент Екатерина работала кадровым специалистом, многие перешли в новую структуру. И молодой специалист тоже. В 2010 она окончила российский госуниверситет правосудия по специальности «юриспруденция» и стала следователем СК.
Дело без тела
Специфика работы её никогда не пугала, говорит, что интерес к расследованию, установлению истины пересиливал прочие чувства. Даже будучи простым специалистом Следкома она выезжала с другими следователями на места преступлений. По прошествии нескольких лет службы этот интерес не угас, после выезда на места трагедий и осмотра у неё сразу вырисовывается картина преступления.
В 2013 году в Дзун-Хемчикском районе произошло убийство предпринимателя. Дело вёл другой следователь, затем его передали Екатерине Донгак. Обстоятельства были таковы: два жителя отправились по своим делам на автомашине, которая заглохла в дороге. Стали голосовать. Остановился предприниматель, предложивший помощь. Поехали вместе за запчастями в село. Поездка вышла неудачной, ничего не нашли. Пришлось ни с чем возвращаться обратно к сломанному авто. В дороге между мужчинами началась словесная перепалка. Пассажир из заглохшей машины неожиданно достал самодельный обрез и выстрелил в голову предпринимателю. Тот скончался на месте. Преступник завладел автомобилем жертвы, в бардачке обнаружил и присвоил крупную сумму денег. Друга-свидетеля убийства он оставил у машины. А сам уехал с трупом. Впоследствии деньги пропил, автомобиль сжёг.
В правоохранительные органы поступило заявление об исчезновении потерпевшего. «Дело мне передали, когда уже были известны фигуранты, причастные к преступлению.
В содеянном обвиняемый признался сам на допросе. Но куда спрятал труп, не сказал. Родители жертвы долго к нам приходили на опознание по всем неопознанным трупам. Так и не нашли тело. Но убийцу все равно осудили на 17 лет».
Екатерине Александровне на финальном этапе расследования дело пришлось передать другому следователю. «Не люблю такие ситуации, я привыкла доводить каждое дело до конца», – признается собеседница.
Съела заключение экспертизы
Екатерина Донгак расследует разные дела, от бытовых до коррупционных. Нестандартные ситуации, конечно, случаются. Однажды женщина, подозреваемая в покушении на убийство (нанесла своей тёте 15 ножевых ранений), страдающая шизофренией, порвала демонстративно документ – заключение судебно-медицинской экспертизы – и начала его есть. Следователь спокойно отреагировала, едва ли можно было ожидать адекватной реакции от пациента психдиспансера.
По мнению следователя, женщинам её профессии проще найти общий язык с подозреваемыми даже в самых сложных уголовных делах с участием несовершеннолетних. Её мягкий, спокойный голос располагает к беседам по душам. С детьми-подростками следователь работает вместе с психологом.
В основном на преступления в подростковой среде идут дети из неблагополучных семей. Екатерина Донгак расследовала дело в отношении одного подростка: его с малолетства избивал отчим, который пил и нигде не работал. Мальчик вырос агрессивным, с 16 лет с другом из похожей многодетной семьи с пьющими родителями начал угонять авто, совершили несколько краж, преимущественно воровали телефоны у знакомых, друзей, родственников. На вырученные деньги покупали спиртное.
«Я никогда не кричу, не повышаю тон, это даже не в моем характере. А тут дети. Да, совершившие преступления, но надо учитывать условия, в которых они росли. Бывает, подростки сначала не идут на контакт, молчат, но мне удаётся их разговорить. Вы, наверно, не раз слышали, что каждый следователь тоже должен быть немножко психологом, с опытом он становится практически профессиональным психологом», – рассказывает Екатерина Александровна.
Дочь по стопам матери
Иногда, говорят коллеги героини материала, подростки заигрывают с женщинами-следователями. Но в Екатерине Александровне они видят, наверное, скорее маму, которой даже хамить-то совестно.
Со своими детьми, а их у Екатерины четверо, у нее сохраняются доверительные отношения, даже у старших 14-летнего сына и 11-летней дочери нет секретов от мамы. Дочка хочет тоже быть следователем, мама отговаривает, как когда-то это делала её мать. «Для дочери я бы хотела другую профессию, полегче. Поняла, если бы сын пошёл по моим стопам. Но он хочет работать в структуре МЧС, как его папа, а младший сын мечтает быть полицейским», – делится Екатерина.
Муж следователя – начальник Отдела надзорной деятельности МЧС России по РТ. К профессии жены относится терпимо, говорит она, так как сам является дознавателем с 2006 года. Познакомились они ещё в студенческие годы в Иркутске. А потом молодой специалист приехал работать по распределению в Чадан. Так их судьба и свела вместе. Екатерина помогает мужу дома в расследовании некоторых дел по пожарам. Наверно, ей как профессионалу своего дела сложно оставаться в стороне.
Работа занимает почти все время. Екатерина Донгак признается, что следователь она 7 дней в неделю. А мама – в перерывах, удаётся порой забежать домой приготовить обед. Помогают подросшие дети. Все умеют делать сами, сын следователя прекрасно готовит. Так что за праздники, тем более за 8 Марта, можно не беспокоиться. Маму в этот день дома ждёт шашлык, цветы, подарки. И даже если это нарисованная на альбомном листе мама, больше напоминающая Бабу-Ягу, Екатерина Александровна говорит ребятишкам, что это самый красивый рисунок и вообще лучше подарка быть не может.